Пресловутое «информационное поле» растёт как на дрожжах. Того объёма информации, который переваривает тинейджер за один месяц, иному его предку с лихвой хватило бы на всю жизнь. Взрослый человек с трудом способен разобраться в инструкции современного телевизора, а молодой с лёгкостью оперирует названиями форматов, версий, протоколов и программ: для него вся эта терминология — что буквы алфавита.
С одной стороны, это хорошо, с другой — тревожно. Во-первых, всему есть предел, в том числе — возможностям психики, которая может не выдержать колоссальных объёмов информации. Во-вторых, не случится ли так, что современные дети, овладев в совершенстве компьютерными и прочими технологиями, упустят что-то важное — то, что знали и умели их бабушки и дедушки и что пригодилось бы им самим?
Примитивный взгляд на мир
Bсё чаще можно услышать мнение: избыток информации в Интернете и на телевидении ведёт к дебилизации подрастающего поколения.
— Конечно, речь не обо всей молодёжи. Так же, как большой суммой денег можно распорядиться по-разному, так и избыток информации и чрезмерное общение кого-то способны превратить в примитивно мыслящего идиота, а кто-то, наоборот, извлечёт из них пользу. Всё зависит от того, умеет ли человек в этом потоке выделять для себя главное, структурировать информационное пространство, — говорит психолог Валерий Гузеев.
По его мнению, упрощённый, игнорирующий правила написания язык, которым пользуются завсегдатаи интернет-форумов, — как раз следствие чрезвычайной плотности общения. Но если для взрослого человека отказ от знаков препинания и употребление наборов букв («спсб» вместо «спасибо», «здра» вместо «здравствуйте») абсолютно безвредны и никоим образом на его интеллект уже не повлияют, то с детьми дело обстоит иначе. Сетевой сленг становится языком их мышления — они начинают на нём думать, а примитивизм изложения мыслей в итоге формирует и упрощённое восприятие мира.
— Распространение персональных компьютеров негативно повлияло на умение грамотно писать. Некоторые дети не могут понять, зачем это нужно, если есть компьютер, который указывает орфографические ошибки, — рассказывает замдиректора Института психологии РАН Андрей Юревич. — Широко распространённая практика скачивания рефератов ухудшает качество образования. Раньше для того чтобы что-то списать, надо было сначала это прочитать, и в процессе списывания происходило усвоение информации. А сейчас студенты и школьники даже не читают того, что скачивают.
В великобритании провели исследование среди студентов. выяснилось, что поисковые сервисы лишают студентов способности критически относиться к получаемым данным и снижают их любопытство. А ведь критическое мышление необходимо не только для оценки информации, выуженной из сети. Оно нужно для успешной жизни в нашем сложном мире. Если человек получает готовые ответы на все вопросы (причём простые ответы на сложные вопросы), он становится неспособен делать самостоятельные выводы, анализировать ситуацию. Его мышление деградирует, отношения со сверстниками не выстраиваются, а жизнь становится эмоционально выхолощенной.
Три года впустую
Те же британцы подсчитали: активные пользователи Интернета тратят в среднем три года жизни на бесцельные блуждания по Сети! Психологии этих людей посвящено немало исследований. так, установлено, что 1-2% нашей молодёжи — уже интернет-зависимые люди. И есть опасения, что их удельный вес возрастёт. А по мере того, как к компьютерам по своему техническому устройству будут приближаться сотовые телефоны, закрепится патологическая зависимость и от этих гаджетов.
— Влияние Интернета на нашу жизнь явно недооценивается, — продолжает Андрей Юревич. — Это не просто техническое средство, это новый мир, который может существенно изменить и социум, и психику человека. Интернет-зависимость — лишь верхушка айсберга в сравнении с тем, что нас, скорее всего, ожидает в будущем. возможны (да и, по всей видимости, неизбежны) глубинные структурные изменения в психике потомков нынешних тинейджеров.
Что касается таких порождений научно-технического прогресса, как мобильники, аудиоплееры и прочие гаджеты, то они, по мнению психологов, тоже плохо влияют на усвоение навыков, предполагаемых системой образования. Что остаётся в голове ученика, который, даже добросовестно отсидев на уроке и попытавшись усвоить материал, по дороге домой «затыкает уши музыкой»? Ведь музыка в значительной мере «стирает» только что усвоенные им знания.
И хотя возможности человека в плане усвоения информации неограниченны (в коре нашего головного мозга около 14 млрд. нейронов), увеличение нагрузки плохо отражается на его психике. Выход один — учиться дозировать информацию, выделять для себя главное. Но этому в школе, увы, не учат.
ЧТО ДУМАЮТ УЧАЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ ОБ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ