Чиновники повернулись лицом к людям? Или на наших глазах меняется градостроительная политика? На вопросы читателей «АиФ» отвечает Рустам Рахматуллин, координатор движения «Архнадзор».
Рустам Рахматуллин: - Изменению в столичной градостроительной политике пока есть два подтверждения: отказ от проекта нового здания для Музеев Кремля и от перекрытия двора Провиантских складов. В первом случае речь идёт об отрешении от вкусовых предпочтений Лужкова и от навязывания личных предпочтений вообще.
Второй пример - признание того, что новому архитектурному творчеству не место на памятнике и на его территории. Мы говорили об этом с середины 1990-х гг. Более того, об этом говорит закон. Памятник потому так и называется, что его создание давно завершено и по достоинству оценено. Жертвами вторжения нового архитектурного творчества стали Гостиный Двор, Петровский дворец, усадьба Шаховских. Причём последнюю уничтожают сию минуту.
«AиФ»: - На каких этапах принятия решений общественность может влиять на власть? Складывается впечатление, что всегда надо бросаться под бульдозер.
Р. Р.: - Бросаться под бульдозер надо, чтобы остановить реализацию старых решений. Бессмысленно спрашивать молодых и очень молодых людей, где они были раньше, например, в девяностые годы, когда принимались некоторые из этих решений. Столь же бессмысленно требовать, чтобы молодые и очень молодые люди не бросались под бульдозер, если они не согласны со старыми решениями. Этого нельзя требовать и от зрелых людей, поскольку большинство из них никогда не допускали к обсуждению градостроительных решений. Что касается сноса памятников культуры, то любое решение об их сносе является незаконным по определению, и противостоять такому сносу нужно любым законным способом.
«AиФ»: - Главный архитектор города на днях сказал, что некоторые решения о реконструкции или сносе зданий, принятые раньше, теперь можно пересмотреть.
Р. Р.: - В «красной книге» «Архнадзора» 250 адресов, и это далеко не полный перечень. Сейчас мы составили и представили временному правительству Москвы список первоочередных требований.
«AиФ»: - С чего начнём?
Р. Р.: - Во-первых, пора прекратить снос и новое строительство в уже упоминавшейся усадьбе Шаховских на Большой Никитской, 19. Большую сцену «Геликон-оперы» следует возводить на свободном участке, а всё уже разобранное нужно воссоздать в реставрационном режиме. Во-вторых, необходимо остановить вандалов в «Детском мире». Интерьеры магазина были исключены из предмета охраны решением мэра. И проект реконструкции памятника до сих пор скрывают от общества.
В-третьих, мы требуем отказаться от планов уничтожения Хитровской площади. Там уже снесли техникум в Подколокольном переулке, занимавший место площади с 1930-х гг. Однако учебное заведение ликвидировали не ради воссоздания площади, а ради строительства на этом месте делового центра. От проекта не отказались, идёт торг за уменьшение этажности. Как будто в городе нет другого места, чтобы удовлетворить аппетиты строительных компаний. В-четвёртых, необходимо сохранить Тверской путепровод у Белорусского вокзала. Выдающийся памятник модерна не получил охранного статуса, поскольку назначен к сносу ради «Большой Ленинградки» - хайвея, упирающегося в Кремль.
Есть и «в-пятых», и «в-шестых», и «в-двухсотых». Но самое главное - нужна полная ревизия градостроительных решений Юрия Лужкова.