Парковочный дефицит настиг столицу в самом начале XXI века, когда количество машин стало быстро расти. Советские планировщики даже в самых смелых фантазиях не могли представить, что когда-нибудь в столице будет столько машин. Стало ясно: для решения проблемы нужны экстренные и эффективные меры. Так возникла программа «Народный гараж». Суть сводилась к тому, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить горожан парковочными местами по доступной цене.
Однако в 2004 г. старту программы по массовому обеспечению москвичей доступными гаражами помешали законодательные проблемы. Согласно новым положениям Земельного кодекса РФ площадки стали предоставляться только на конкурсной основе. Естественно, москвичам-соинвесторам оказалось не под силу на равных тягаться с другими участниками земельных торгов.
Весной 2009-го столичными властями было предложено новое решение - временно разрешить передавать землю под строительство гаражей, минуя аукционы. Одновременно с этим чиновники модернизировали программу, усилив её в части гарантий сохранности средств людей. Была выстроена система оперативного принятия решений - от мэра до руководителей управ, - похожая на ту, которая доказала свою эффективность при массовом строительстве детских садов.
И результат не замедлил сказаться. По данным стройкомплекса Москвы, на начало 2010 г. было заключено уже более 23 тыс. предварительных договоров долевого участия в программе «Народный гараж». В виде первоначальных взносов (они составляют 30% от общей стоимости места) москвичи внесли более 2 млрд руб.
За 350 тыс. руб. горожанам предлагается машино-место в современном многоуровневом паркинге, оборудованном не только боксами для легковушек, но и местами для автомобилей инвалидов, для мотоциклов, а также мойкой, шиномонтажом и помещениями для складирования сезонной резины. Каждый «народный гараж» обеспечивается системами пожаротушения, видеонаблюдения, сигнализацией и охраной. При этом стоимость ежемесячного обслуживания фиксированная - 700 руб. Это важная деталь, отличающая настоящие «народные гаражи» от прочих, по сути коммерческих, которые с запуском программы пытаются замаскироваться под «народные». Некоторые коммерческие застройщики намеренно снижают цену на гаражи до тех же 350 тыс., чтобы привлечь покупателей, которых в городском проекте устраивает не только стоимость, но и гарантии сохранности средств, предоставляемые московскими властями.
Действительно, финансовая схема, используемая в программе «Народный гараж», позволяет полностью защитить интересы соинвесторов. Суть её состоит в том, что дольщик перечисляет свои деньги строителям только ПОСЛЕ окончания строительства и фактической сдачи объекта в эксплуатацию, а на первом этапе подписывает лишь предварительный договор и вносит на свой счёт 30% стоимости в качестве декларации намерений покупки. Таким образом, никто не рискует своими средствами, только при этом резервирует за собой машино-место, от которого может отказаться в любой момент без потери денег. Такой подход и гарантии со стороны городских властей подстегнули москвичей. Помимо уже заключённых 23 тыс. договоров в работе сейчас около 70 тыс. заявок на участие в программе «Народный гараж».
Критики программы, правда, уверены, что «народное» машино-место слишком тесно даже для легковушек. Однако нормативы площади боксов больше стандартных (9,65 кв. м) габаритов мест для легковых автомобилей среднего класса (таких как «Волга», Audi, ВМW, Mercedes-Benz). В предварительном договоре зафиксировано, что машино-место будет иметь площадь 16-20 кв. м. Так что припарковаться в «народном гараже» сможет даже «чайник», хотя, безусловно, это несколько сложнее, чем поставить машину во дворе по принципу «паркуюсь как хочу». Но даже самый заядлый водитель - всё-таки изначально пешеход, который понимает, что всем станет комфортнее, когда во дворах домов вместо табунов железных коней и ракушечного нароста будут стоять лавочки и качели для детей.