Александр Проханов, писатель, публицист
Настроение российского общества можно описать одним словом - раздражение. Раздражает, что вновь тут и там в стране происходят теракты. Раздражает замыливание страшной автокатастрофы на площади Гагарина в Москве, в которой «Мерседес» топ-менеджера «ЛУКОЙЛа» отправил на тот свет двух женщин-врачей. Раздражают скачущие тарифы ЖКХ и бандитские выходки ментов, барство чиновников и лживое телевидение. Даже арест Ходорковского, который, казалось бы, должен радовать народ, его тоже раздражает - ведь собратья поверженного олигарха жируют по-прежнему. Недовольство низким уровнем жизни сочетается у людей с огромным моральным неудовлетворением, оскорблением исконных представлений о добре, справедливости, культуре и красоте.
«Ненавистемер» зашкаливает
Разные слои общества недовольны по-разному. Богатые возмущены отсутствием условий для развития - многие вынуждены отдавать бизнес и уезжать за границу. Учёные лишены возможности нормально заниматься наукой. Жители моногородов недовольны отсутствием перспектив. Гремучая смесь раздражения накапливается повсюду - от работяг до банкиров и губернаторов. Участившиеся митинги - лишь один из симптомов. На выборах 14 марта прибавили коммунисты, эсеры, жириновцы - это тоже симптом. Если бы власть изобрела какой-нибудь «ненавистемер» и засунула этот прибор народу в одно место, она бы увидела - уровень недовольства зашкаливает. Впрочем, и сама власть расщепилась, в её ядро тоже проникает раздражение. Вокруг Медведева и Путина складываются разные референтные группы, разные потенциалы. А если начнёт искрить?
Русский народ обладает свойствами, весьма опасными для власти. Он очень угрюм, он социально нем. Если итальянцы, французы или греки по любому поводу миллионами выходят на уличные манифестации, освобождаясь от своего негатива, то в русских каждое ущемление откладывается тонкой прослойкой ненависти- как в корейке прожилка мяса чередуется с прожилкой сала. Народ уже многое стерпел - шоковую терапию, распад страны, падение нравов и уровня жизни. Казалось бы, он может терпеть долго, бесконечно наслаивать в себе эти прожилки гнева. Терпению способствует многое - мощный репрессивный госаппарат, раздробленность общества, отсутствие серьёзных партий и лидеров. Но разговоры о том, что терпение народа безгранично, - это миф. На протяжении века Россия пережила 4 революции: в 1905 году, в феврале и октябре 1917-го, в 1991-м.
Всякий раз народ взрывался с сокрушительной силой...
Что делать?
Увы, общество сегодня беременно социальной катастрофой. А взбунтовавшаяся Россия может стать лёгкой добычей организованных цивилизаций. Таких, как Китай, США, Европа или Турция…
Что же делать? Власть должна предложить обществу не лукавые разговоры о модернизации, а настоящий образ будущего - проект развития страны, который поднимет не только экономику, но и дух нации. Это невозможно без восстановления понятий о справедливости. Люди понимают: тарифы в России растут, потому что растёт число миллиардеров… Кстати, не так давно стало известно о том, что олигархи всерьёз озабочены тем, как бы решить проблему физического умирания. Учёным поручено разработать «таблетку вечной молодости». Так вот, преодоление смерти должно стать не привилегией кучки избранных, а задачей всей нации, которая вымирает быстрее, чем любой другой народ на планете.
Модернизация - это не только и не столько энергосберегающие технологии, «инноград» Вексельберга и «нанолампочки» Чубайса. Модернизация - это прежде всего народосберегающие технологии.
Мнение эксперта
«Баррикады не привлекают»
Борис Дубин, руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-центра»:
- За уровнем протестных настроений мы следим много лет. И никакого роста этих настроений сейчас не наблюдаем. На вопрос «Готовы ли вы лично принять участие в массовых выступлениях против падения уровня жизни, в защиту своих прав?» в феврале 2010 г. «скорее всего, да» ответили 20% опрошенных, «скорее всего, нет» - 72%. Пять лет назад было 27% «готовых» и 57% «неготовых». 80% сейчас не склонны участвовать в акциях протеста с политическими требованиями. Да, более 60% считают, что кризис серьёзно затрагивает существование их семьи. Но это не приводит к росту протестных настроений, а, напротив, приглушает их. В этом и заключён феномен долготерпения российского народа: он привык приспосабливаться к ситуации, жить по принципу «не навредить». Нельзя сказать, что большинство против уличных акций - оно просто сторонится их, не видя в них пользы и не желая «гнать волну».