Примерное время чтения: 9 минут
686

О новом катехизисе русской православной церкви

Предыдущий катехизис был издан трудами св. митрополита Московского Филарета (Дроздова) в первой половине 19 века, то есть около двухсот лет назад.

Что такое катехизис?

Слово катехизис — греческое и происходит от глагола означающего «наставлять», «поучать». В древней церкви было особое понятие — «катехизация», то есть период обучения и подготовки перед крещением. В настоящее время православный катехизис — это относительно краткое и в тоже время адаптированное для широкого круга читателей изложение православного вероучения, основанное на свидетельстве Священного Писания и правил общепризнанных наиболее авторитетных церковных соборов, именуемых Вселенскими.

Надо различать катехизисы как частные руководства к познанию вероучения, обладающие разной степенью авторитетности и катехизисы как изложение основ веры от имени Церкви. Авторитетность последних на определенном этапе церковной жизни практически непререкаема. Насколько я понимаю, к написанию такого катехизиса и приступила вновь созданная рабочая группа православных богословов.

Как появились катехизисы?

В первый период существования Церкви апостолы обращались большей частью к иудеям, которые, как правило, были с детства наставлены в Законе Божием. Это облегчало и упрощало задачу проповедников. Достаточно вспомнить послания апостола Павла, чтобы увидеть, что в первой проповеди о Христе не было стройной системы, способной стать основой некоторого «учебника». Апостолы, как правило, апеллировали к тем знаниям, что были у людей, раскрывая их смысл, дополняя и разъясняя.

С проникновения христианства в языческую среду (сначала греко-римскую, а позже и славянскую) при подготовке к крещению, а значит, вступлению в Церковь, возникла необходимость в более подробном и системном обучении. Такую подготовку и назвали «оглашением» или «катехизациией». Мировоззренческие религиозные основы жизни язычников были принципиально иные, нужно было знакомить их с азами учения и объяснять основы нравственности.

Примерно со второго по шестой век существовали так называемые «огласительные школы», в которых трудились не только представители клира, но и учителя-катехизаторы из мирян. Наиболее известный такой учитель — Ориген. Школы представляли собой группы новообращенных в христианство, проходившие знакомство со Священным Писанием и изучающие основы вероучения. Новоначальные христиане участвовали в богослужении и жизни христианской общины, проходя изучение веры не только через беседы, но и практически.

В огласительных школах подготовка была длительной — порой до нескольких лет, и включала в себя достаточно глубокое знакомство с христианством. Сохранились некоторые записанные огласительные беседы древности, наиболее известные из которых принадлежат Кириллу, епископу Иерусалимскому, жившему в 4 веке. Такие беседы и были первыми катехизисами. Но надо заметить, что педагогика тех лет не знала известной нам формы обучения, не знала она и такого понятия, как авторизованный священноначалием и растиражированный и обязательный для всех учебник.

Книги, вернее даже своего рода учебники именуемые «Катехизисами» — относительно новое явление. Несколько столетий назад в 16 веке в разгар полемики между католиками и протестантами появилась особая форма вероучительных книг, получивших современное название. По сути они стали плодом развития и формализации педагогики, плодом схоластического западного учения. Отличительной особенностью катехизисов стал, если можно так сказать, административный «принудительный» авторитет. То есть, в отличие от вероучительных текстов, принадлежащих перу прославившихся своей безупречной жизнью христиан или текстов проверенных временем, эти книги становились авторитетными и непререкаемыми здесь и сейчас благодаря самому факту своего издания от имени Церкви.

По образцу западных вероучительных книг в православных поместных церквях стали издаваться свои «исповедания веры» и катехизисы, получившие в свое время признание на Руси и ставшие основой первого христианского катехизиса Русской Православной Церкви, изданного двести лет назад.

Чем могут быть продиктованы особенности нового катехизиса?

В настоящее время Русская Церковь нуждается в развитии катехизации, в обучении вере взрослых и детей, чтобы крещение их было не только желанным, но и осмысленным и ответственным. Однако именно в этом вопросе кроется проблема. За годы советской власти Русская Церковь разучилась обучать, утратила традиции общинной жизни и в итоге не знает, что с новообращенными делать. Положение усугубляется тем, что воцерковлять надо современных россиян — постсоветских людей.

Появление нового катехизиса было ожидаемо с начала возрождения церковной жизни в нашей стране. В прошлом веке за время советской власти произошли кардинальные изменения не только в государственной, общественной, церковной жизни, но и в личной жизни людей. Помимо общих для развитых стран процессов урбанизации, индустриализации, гуманизации, развития медицины и общего уровня образования в России кардинально изменился сам менталитет народа, общие мировоззренческие принципы. Ценности, лежащие в основе современной российской культуры, очень далеки, а порой и диаметрально противоположны тем, что были в дореволюционной России. Я и не думаю идеализировать прошлое; но очевидно, что еще в прошлом веке российский народ стал советским.

Очевидным и насаждаемым принципом советского воспитания и массовой пропаганды было безбожие и его порождение — сциентизм (философия, прикрывающаяся научными достижениями, отрицающая что-либо недоступное научному исследованию как несуществующее и утверждающая полноту и самодостаточность науки). Безбожие и сциентизм настолько сильно пропитали общество, что оно стало фактически невосприимчивостью к христианскому благовестию. Можно сказать, что в нашей культуре христианству не за что зацепиться, система мышления стала нефилософской, плоско прагматической, мировоззрение людей не имеет почти ничего общего с христианством. Плохо это или хорошо — другая тема; но надо признать, что после крушения железного занавеса народ бросился во вся тяжкая, в том числе в оккультизм, отличающийся наукообразным пониманием мистики и предлагающий простые и действенные религиозные практики по оздоровлению организма, познанию человеческого существа и общению с высшими силами.

Никаких ресурсов и опыта внехрамовой работы с советским народом у Русской Церкви до начала 90-х годов прошлого века не было. За долгие годы советской власти в Русской Церкви разучились готовить людей к крещению, разучились вести с ними диалог и, что самое главное, перестали понимать, как и для чего это делать.

Наибольшая из доступных ныне частей церковноучительного и просветительского наследия по введению человека в христианскую жизнь, научению азам веры, подготовке к крещению, научению тому, что происходит на богослужении была сформирована по отношению к людям 19 века, была сформирована как ответ на проблемы тех лет, часто как полемика с учениями тех времен. Уже было сказано, что часть дореволюционной вероучительной литературы является фактически калькой с западных образцов. В этом — одна из причин ничтожно малых результатов на пути просвещения российского постсоветского общества. Наших соотечественников учили правильным вещам, но учили так, что это порой не имело отклика ни в сознании человека, ни в его жизни.

Какой нужен катехизис?

Церковное сознание во многом осталось на уровне 19 века, светское же ушло на полтора века вперед. Замечу, что церковь отстала не в своем учении, не в возвещении евангельских истин, а в том, как, кому и зачем возвещать основы веры и нравственности. Церковь отстала как педагогическая система, как школа, стремящаяся порой отжившими методами воспитывать и учить наших современников.

Думаю, что прежде всего новый катехизис должен быть современен и адекватен прежде всего с педагогической стороны. Он будет полезен настолько, насколько он сможет помочь передаче веры. Если он будет приводить к чему-то противоположному, то не будет иметь никакой ценности. Главная его задача в свидетельстве и раскрытии не человеческого учения, хотя бы даже самого возвышенного, а Откровения Божия.

Книга должна учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а также нравственное и культурное развитие тех людей, к которым по преимуществу будет адресована. Ни в коем случае нельзя ограничиться перечислением философско-богословских положений и нравоучениями. Самое серьезное и ожидаемое от катехизиса — это понятные и честные объяснения, «почему» и «зачем» те или иные истины важны для христианства, важны для Церкви.

Думаю, будет неверным, если катехизис абстрагируется от тех проблем, с которыми сталкиваются наши современники на данном этапе жизни. Желание отрешиться от реальных насущных проблем, показать только идеализированную картину христианской жизни, отсутствие готовности вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства жизни способно превратить любую книгу в утопию. В новых для Церкви исторических условиях христианская проповедь призвана давать евангельский ответ на вызовы современности.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (12)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах