Хорошо известно, и это никто даже не пытается опровергать, что лечили Ильича именно как больного нейролюэсом - поздним осложнением сифилиса, поражающим мозг и развивающимся порой через десятилетия после заражения.
Кроме сифилиса врачами обсуждались ещё эпилепсия, отравление свинцом от пули, болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз. А вот обычный атеросклероз сосудов мозга, как утверждает академик РАМН Юрий ЛОПУХИН, автор книги, посвящённой недугу и смерти вождя, «во время болезни В. И. Ленина серьёзно не обсуждался». Почему? Юрий Михайлович уточняет: «Течение болезни было нетипичным для атеросклероза: эпизоды с резким ухудшением состояния, парезами и параличами (добавим от себя ещё и потерю речи) заканчивались почти полным и довольно быстрым восстановлением всех функций». Кроме того, атеросклероз обычно поражает не только мозг. Однако проблем с сосудами сердца, ног и других органов у Ленина не было. Вскрытие это подтвердило: очень серьёзно поражены были только сосуды, несущие кровь к мозгу. Вот цитата из протокола вскрытия: «Левая внутренняя сонная артерия в её внутричерепной части просвета не имеет и на разрезе представляется в виде сплошного, плотного, белесоватого тяжа». Это значит, что кровь по ней течь не могла.
Слишком много думал?
ЧТОБЫ обосновать такие нетипичные изменения, врачи придумали для Ленина специальную форму атеросклероза, обозначив её почему-то по-немецки как «абнутцунгсклерозе». Дословно это означает: «атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания». За это странное «изнашивание» как за соломинку ухватился нарком здравоохранения Николай Семашко, и через три дня после вскрытия он уже просвещал весь мир о причинах болезни Ленина в «Известиях»: «Склероз поразил прежде всего мозг, т. е. тот орган, который выполнял самую напряжённую работу за всю жизнь Владимира Ильича. Ведь болезнь поражает обычно наиболее уязвимое место. Таким уязвимым местом у Владимира Ильича был головной мозг: он постоянно был в напряжённой работе, он систематически переутомлялся, вся напряжённая деятельность и все волнения ударяли прежде всего по мозгу». Даже в то время подобный механизм болезни казался странным, а сегодня и подавно. Мозг политика и учёного - это не коленка футболиста или позвоночник штангиста. Наоборот, у людей интеллектуального труда он обычно пребывает в лучшей форме, чем у простых работяг.
Перед вскрытием Семашко написал записку патологоанатому А. И. Абрикосову с просьбой «обратить особое внимание на необходимость веских морфологических доказательств отсутствия у Ленина люэтических (т. е. сифилитических) поражений ради сохранения светлого образа вождя». Это цитата из Ю. М. Лопухина, видевшего эту записку.
И Абрикосов постарался. «Никаких указаний на специфический характер процесса (сифилис и др.) ни в сосудистой системе, ни в других органах не обнаружено». Эту фразу добавили в протокол вскрытия, а сонные артерии и другие сосуды, важные для диагностики сифилиса, пропали. Их просто не взяли для исследования. «Как оказалось впоследствии, - пишет академик Лопухин, - это сильно ограничило противосифилитические аргументы микроскопического анализа». Странно, что известнейший патологоанатом Абрикосов избавился от «вещдоков» в пользу версии Семашко. Может быть, они могли подтвердить противоположную версию смерти вождя.
Кто старое помянет
НА ДИАГНОЗ «любовного недуга» работают не только симптомы, но и биография Ленина. Недавно стало известно, что пламенный революционер был замечен в связях, порочащих его. В молодости он посещал девиц лёгкого поведения. А в самом начале XX века не раз обращался к врачам, среди которых значились и специалисты по лечению сифилиса нервной системы. О том времени остались записи Надежды Константиновны о странной нервной болезни мужа, сопровождавшейся сыпью на теле. Покопавшись в медицинских книжках, она поставила диагноз «трихофитоз», или, говоря проще, «стригущий лишай». Но, похоже, это были именно сифилитические высыпания. Скорее всего, врачи помогли Ленину, но не вылечили его окончательно. И болезнь затаилась на время - при сифилисе так бывает.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Сергей ИЛЛАРИОШКИН, профессор, д.м.н., руководитель Отдела исследований мозга (бывший Институт мозга РАМН) Научного центра неврологии РАМН: - В нашем отделе в научном архиве лаборатории, возглавляемой членом-корреспондентом РАМН И. Н. Боголеповой, действительно хранится мозг Ленина. Точнее, гистологические препараты с его срезами. Есть в коллекции мозги и других знаменитых людей. На протяжении полувека они были предметом серьёзных исследований, направленных на поиск анатомического «субстрата одарённости», - это направление в науке было чрезвычайно востребованным. Собственно, для этого Институт мозга и был создан вскоре после смерти В. И. Ленина. Разумеется, в наши дни спектр научных направлений отдела стал значительно шире. В силу ряда причин возвращаться к теме смерти Ленина нам представляется нецелесообразным и несвоевременным. Хотя такой вопрос правомочен, и, возможно, когда-то этим можно будет заняться на новом уровне с применением новейших молекулярных исследовательских технологий. На сегодняшний день объективных данных о наличии у Ленина каких-то специфических, инфекционных и т. п. болезней нет. Поставленный диагноз «атеросклероз» представляется вполне корректным. Хотя течение болезни было не совсем обычным, но при поражении сосудов мозга такое случается. Возможно, у Ленина была какая-то особая форма атеросклероза в сочетании с другими значимыми факторами риска, включая различные варианты наследственной предрасположенности.