Примерное время чтения: 7 минут
316

Диггер Вадим Михайлов: «Вы хотите в преисподнюю? Я – нет»

Женя: - Вадим, когда Москва провалится под землю?

Михайлов Вадим: - Москва уже проваливается, у нее незавидная доля. Мы периодически делаем заявления о том, что крайне опасно производить подземное строительство в столице. Москва стоит на 7 холмах, межхолмное пространство засыпано, огромное количество водоносных участков, трубы, текущие, как решето, газ, который может взрываться. Если дальше так пойдет, процесс оседания города будет необратим.

Ведущий конференции: - Как вы относитесь к идее строительства подземного города под Москвой?

М.В.: - Я его назвал подземополисом. Там уже есть сформированный подземный город. Увязать это с этими подземными сооружениями будет крайне сложно. До сих пор торчат не оборудованные грязные подземные шахты. Почему они превратились в помпезные подземные ристалища? Там идет постоянный водоотлив, водооткачка. Все делалось со сталинским бумом, комсомольским строительством, сейчас это дает о себе знать даже не уровне метрополитена. Я уже не говорю об освоении крупного подземного пространства. Это вторичное подземное освоение нам не нужно, но под Ленинградским проспектом оно уже началось. Поэтому будем ожидать новых провалов в Москве.

Ведущий конференции: - Почему такая мысль вообще возникла?

М.В: - Думаю, строить подземополис - это амбиции отдельных людей, которые хотят таким образом замостить своими именами историю. И попытка разрулить ситуацию в Москве, неправильная и даже безумная, это лабиринт Дедала над подземельями Минотавра. Такие идеи посещали людей и в прошлые века. Кое-где были попытки осуществления, они не привели ни к чему хорошему. Мы видим относительно устойчивые конструкции в разных странах, сформированы подземные некрополисы, впоследствии там хоронили своих мертвых, но не использовали для жизни, только если в периоды войн.

У нас и так есть большие бункеры на случай войн, нет смысла снова перерабатывать огромные пласты уже перемешенного грунта. Это должны быть баснословные вложения, неплохо бы участвовать в экономике России, инвестируя в более важные и насущные проблемы. Зачем устраивать в городе подобие искусственных заранее заложенных провалоопасных процессов, когда надо бороться с теми, которые есть.

Наша диггерская позиция – Москва должна интегрировать в область экономикосодержащими ресурсами, геолого-экологически правильно, учитывая ошибки прошлого. Разгружать город от людей, которые здесь зарабатывают деньги, создавая новые рабочие места в области правильно, а не окучивать Москву гигантскими зданиями и подземными сооружениями.

Ведущий конференции: - В плане подземного города подразумеваются жилые дома, вы хотели бы там жить?

М.В: - Найдутся безумцы, которые захотят жить в подземных жилых домах. Мы живем очень часто под землей. Хорошо знаем, что эта жизнь реально невозможна. Я не желаю где-то там поставить диван и отдыхать. Только в экспедициях мы там ночуем. Постоянно жить под землей невозможно. Были не оправдавшие себя системные эксперименты еще в годы Хрущева. Комсомольцы пошли на такой эксперимент добровольно, чтобы создать новое поколение людей под землей, он крайне неудачен был. Это вопрос прежде всего крови человека, иммунитета. Жить под землей – это экспериментировать под собой.

Вы хотите в преисподнюю? Я – нет. Если чиновники хотят – пусть идут. Город станет чище. Не надо утягивать туда массы. Найдутся люди, которые захотят в виде эксклюзивности жить под землей какое-то время, но это не будут граждане, как мы, которые привыкли к реальному свету дня и которые не хотят, чтобы над ними давлел какой-то город.

Это фантастичная идея, но я боюсь, что при тех ситуациях, которые мы уже видели, с разными осуществлениями совершенно безумных проектов, что и эту идею тоже начнут осуществлять. И попытки осуществления мы сейчас видим, это активизация подземных процессов по рытью, создание туннелей.

Ведущий конференции: - А если пойти в обратную сторону: строить Москву наверх?

М.В: -  Строить город вверх – тоже опасная идея. Мы не на скальных грунтах. Опираться нужно на глубины. Многие наши эксперты утверждают, что гео-тектонические разломы обводняются, в основном городом, и скольжение блоков может увеличиться, напряжение, магнитуда, и соответствующие реакции на нагрузки могут передаться сваям, буронабивным колоннам и многому другому, чем подобный большой город должен будет себя окучить на значительных глубинах в опорности.

Более того, это пройдет сквозь линии метро, вокруг них, вокруг всего уже созданного там подземного многоуровневого пространства, и тогда любая катастрофа будет тянуть за собой различные системы инфраструктуры, и на поверхности будут происходить изменения. Достаточно изменению быть небольшой силы, даже с микромагнитудами, чтобы наверх вектор расширения этих сил шел очень мощно и деструктивно в высотных зданиях.

Ведущий конференции: - Где ожидать в ближайшее время неприятностей в Москве?

В.М.: - Я бы не хотел делать прогнозов. Чиновники часто обвиняют нас в панике, но я не вижу паники у граждан, которые уже нас вызывают сами и сами эвакуируются, слава богу. Они уже стоят на улице, а мы уже приезжаем с МЧС, начинаем что-то заруливать. МЧС недовольно, они думают, что это мы вывели граждан. Граждане сами умные. Если у них идет треск в здании, лучше самим покинуть здание с ценными вещами, чем оно обвалится, как подземный гараж недавно. Примеров много, они освещаются в СМИ, и должны освещаться, я считаю. Именно они могут оказаться той властью, которая повлияет на прекращение подобных негативных процессов.

Можно говорить о том, что какие-то районы непозитивны в отношении грунтов. Но мы высвечиваем другие районы как более стабильные, люди верят нам, начинают покупать там квартиры и туда приезжают. А получается, что назавтра из другого района, активного в отношении части правоносности, подтопленности, приходит очередной провал в их район, и он тоже становится таким же. То есть не умеет смысла говорить позитивно об одном районе. Все у нас подвергается тем или иным усадкам – где-то больше, где-то меньше.

Ведущий конференции:  - А можно узнать какие-то конкретные адреса, где москвичей может ожидать опасность?

В.М.: - Можно назвать хотя бы Пресненский район ЦАО. Там на Клемашкина, на Малой и Большой Грузинской, на Зоологическом проезде достаточно серьезные проекты усадок в дельте Пресни, это погруженная река, и еще в прошлом году мы признали, что там подземный оползневый процесс. Там ситуация достаточно серьезная. Новопресненский проезд д. 5 и 10 достаточно серьезно задеты, на заданиях вертикальные трещины до 7-9 этажей шириной от полутора до двух сантиметров. И ничего не происходит – не ставятся маячки, не работают промышленные альпинисты, которые должны это замазывать или хотя бы обследовать. Так что это только начало достаточно серьезных геолого-техногенных катастроф, которые могут произойти в Пресненском районе.

Мясницкая улица подвергается усадкам все время. Здесь были провалы, ушел дом, провал двора. Здесь находятся старокупеческие подземелья.

Неотслеживаемость, неконтролируемость, немониторируемость старинной поземной Москвы позволяет забрасывать ее мусором, туда часто выходят канализации из лопнувших труб. Эти участки могут подвергнуться провалу в результате обрушениям сводов. Например, как это происходит на Солянке, д. 1, где сейчас в крайне аварийном состоянии находятся своды подземных коридоров под этим зданием. Люди уже начинают беспокоиться, что их историческое здание начнет проваливаться в собственные подземелья. Я уж не говорю о монастыре на холме, о Крутицком подворье, о Никольской улице с храмом, навершие которого подвинулось на 3 см.

Мы получили благословение на работу, и уже погружались вниз, осмотрели в присутствии представителей СМИ, поднимали наверх уже проваливающиеся могилы старцев земли русской. Там уникальные останки, которые нельзя было трогать, но которые затронул общий процесс разрытия подземного сооружения под бывшей Славяно-греко-латинской академией, который полностью лопнул и уже не представляет исторического интереса. И это распространяется по Лубянскому холму в сторону Исторического музея.

Не говорю о проблемах Кремля, о Храме Василия Блаженного, о Большом и Малом театрах. А мы предупреждали об этом 9 лет назад! Первая подвижка Большого театра привела к тому, что, используя наши же данные, стали перестраивать Большой театр, неправильно разрыли подземный фундамент, и в результате процесс ускорился, появились новые провалы, и останавливать их будет крайне сложно.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ ВАДИМА МИХАЙЛОВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах