В начале октября алкогольными вопросами синхронно озаботились силовики – прокуратура и МВД.
Силовые трезвенники
Прокуроры совершенно неожиданно обнаружили, что в аэропортах, оказывается, торгуют напитками крепче 12%. А между тем статья 16 Закона о государственном регулировании производства и оборота спирта и алкогольной продукции прямо торговать подобной продукцией «в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности». Закон, между прочим, принят в 1995 году…
Торгуют в храме полетов, разумеется, не сами работники аэропортов, а арендаторы – в основном рестораны и бары. Всем им напомнили о законах. Правда, есть еще зоны duty free, к которым сложнее придраться. Но прокуроры не теряют надежды добраться и туда.
Глава Министерства внутренних дел Р. Нургалиев в славном Магадане тоже не забывает об алкоголе. Открывая новый городской вытрезвитель, он заявил, что пора переходить на новую систему – центры реабилитации алкоголиков. Основной задачей новых центров станут «реабилитация и ресоциализация» граждан под присмотром врачей. Милиция же сложит с себя функции помощи алкоголикам, ее задачей будет лишь доставка нетрезвых граждан в новые центры.
А вытрезвители, по мысли Нургалиева, надо не открывать, а закрывать – они превратились сегодня в обычные ночлежки.
Мечты и реальность
Эти столь разные инициативы объединяет лишь одно – случайность и непоследовательность. Прокуратура «пропиарилась» на аэропортах, МВД на вытрезвителях. На этом дело, скорее всего, и заглохнет. Потому что если процесс будет доведен до конца, лучше не станет никому.
Запрет на крепкий алкоголь в аэропортах не ударит даже по карманам рестораторов – клиенты начнут от души набираться пивом и вином. Плюс никто не отменял dutyfree, плюс нереально проконтролировать ситуацию внутри каждого самолета. Русские экипажи любят риск: пьяный на борту – угроза потенциальная, а вот доходы от продажи алкоголя с многократной накруткой – выгода реальная. Таким образом, добиться реального сокращения потребления алкоголя прокурорскими методами вряд ли удастся.
Еще интереснее инициатива Нургалиева – особенно на фоне недавнего предложения экспертов ООН возродить в России лечебно-трудовые профилактории. Идиллическая картина новых центров, где добрые медбратья будут приводить пьяниц в чувство, а опытные психологи и наркологи – возвращать их к нормальной жизни, разрушается при простом вопросе – «Где деньги?» За пребывание в вытрезвителях, между прочим, взимается плата. Но оплатить заботу в центре реабилитации алкоголики точно не смогут. Минздравсоцразвития тоже едва ли скажет Нургалиеву спасибо за такую идею. ЛТП – это хотя бы какое-никакое производство, с грамотным директором можно и на рентабельность выйти.
А вот старорежимных вытрезвителей сейчас остро не хватает, даже если обзывать их ночлежками. Они нужны в первую очередь самим подвыпившим гражданам, которые сейчас являются любимыми жертвами ночных грабителей.
* * *
Российский алкоголизм – действительно национальное бедствие, но разрозненными усилиями случайных ведомств уменьшить его масштабы не удастся ни на йоту. Лучшее лекарство от водки для взрослого мужчины – напряженная продуктивная работа. Причем не на каком-нибудь убитом пожирателе бюджета типа «АвтоВАЗа», не в госконторе по перекладыванию бумажек, а в нормальной организации, выпускающей нормальный продукт. Но ни о каком подъеме реального, а не экспортно-сырьевого производства не слышно уже много лет. И не алкоголизм тому виной.
Да и зачем заботиться о сложных материях, если можно объявить государственную программу строительства центров реабилитации алкоголиков и получить под нее соответствующий бюджет?
Хочется верить, что в этот раз все-таки получится по-другому.