Этот материал для тех, кто хочет вспомнить, каково это — быть романтиком. Нынешняя трансатлантическая экспедиция «Крузенштерна» посвящена 65-летию Победы и 90-летию рыболовецкой отрасли страны. Автор журнала «Идея Икс» — радиожурналист Дмитрий Желобков — 66 дней провел на борту знаменитого барка.
Технические характеристики. Длина - 114,5 м, ширина - 14 м, водоизмещение - 5784 тонн, высота мачт - 56 м от воды, общая площадь парусов - 3722 кв. м, максимальная скорость -17 узлов, износ корпуса -0,8% (sic! - в среднем суда со стальными корпусами «живут» до 30 лет; на «Крузенштерне» вся сталь крупповская), экипаж - 220 человек, в т. ч. 150 курсантов. На начало 2009 года пройдено более 800 000 миль, чего хватило бы на три полновесных похода до луны
Из истории. Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» построен в 1926 году в немецком Бремерхафене (тогда он носил имя «Падуя»). После Второй мировой в числе других трофейных судов по условиям репарации передан Советскому Союзу и переименован в честь и. Ф. Крузенштерна — первого кругосветного мореплавателя россии. Служил в Атлантической океанографической экспедиции ВМФ. С 1966-го — на балансе Минрыбхоза СССр (сейчас — Федерального агентства по рыболовству). С 1991-го порт приписки — Калининград. Оттуда «Крузенштерн» дважды выходил в кругосветные путешествия: поход 1995–1996 годов посвящен 300-летию российского флота, 2005–2006 годов — 60-летию Победы в Великой Отечественной.
На этот раз «Крузенштерн» был участником регаты The Tall Ships Atlantic Challenge 2009. Маршрут: Виго — Санта‑Крус (Тенерифе) — Гамильтон (Бермуды) — Чарльстон (США) — Бостон (США) — Галифакс (Канада) — Рейкьявик (Исландия). Все было хорошо. Мы хоть и шли третьими, но волнений это не вызывало. И вдруг на шестнадцатый день перехода Санта‑Крус — Гамильтон оргкомитет регаты постановил прекратить гонку. Причина — штиль. Мертвее не бывает.
Дело в том, что маршрут трансатлантического перехода проходит через «конские» широты, плачевно известные своим безветрием. Название закрепилось за этими местами еще в те времена, когда о прогнозе погоды можно было только мечтать. Перевозившие лошадей из Европы в Америку корабли часто попадали в такие безветренные ловушки. В конце четвертой недели, когда заканчивался корм для лошадей, от драгоценного груза приходилось избавляться. За борт. А дальше — как в песне: «Лошади умеют плавать. Но нехорошо. Недалеко». По подсчетам экспертов, на глубине 3-4 км покоятся более 25 тыс. лошадей.
Победителем объявлена британская шхуна Jolie Brise. На втором месте голландская Tecla, от которой «Крузенштерн» отделяли жалкие 15 миль. В родной Калининград барк прибудет 1 сентября.
Факт, да и только
В 43-м году на барк установили пушку и парусник по приказу Гитлера заступил на военную службу. Но неопытной в таких делах команде не всегда удавалось правильно идентифицировать противника: однажды по ошибке подбили свой же самолет, в другой раз — немецкую же подводную лодку.
В день передачи парусника Советскому Союзу скончался его капитан — Юрген Йорс. За свою жизнь он шестьдесят шесть (!) раз обошел мыс Горн.
Все права на этот материал принадлежат журналу «Идея Икс». При опубликовании этого материала в Интернете обязательна ссылка на журнал «Идея Икс» и сайт AIF.RU. Новый номер журнала - в продаже с 1 июля 2009 года