Примерное время чтения: 8 минут
370

ФМС: У приезжих к России лишь потребительское отношение

Перед журналистами выступили руководители отдела Управления по вопросам гражданства ФМС России Алла Титова и Михаил Утяцкий.

Напомним, что Федеральный закон от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», заменивший действовавший более 10 лет Закон РФ от 28 ноября 1991 года «О гражданстве РФ», вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Как рассказал Михаил Утяцкий, с начала действия законодательства о российском гражданстве,  то есть с 1992 года по настоящее время, гражданство РФ приобрели 5 953 899 иностранных граждан и лиц без гражданства. По нормам законодательства о гражданстве от 1991 года – 2 953 899 человек, по нормам законодательства о гражданстве от 2002 года – 2 138 872 человека.

- Из указанного числа лиц, приобретших российское гражданство, основную категорию составляют бывшие граждане СССР, для которых действовали специальные нормы упрощенного порядка (с 1992 по 1 января 2000 г. – пункт «г» Статьи №18 Закона РФ от 28 ноября 1991 года, с 2003 по 1 июля 2009 г. – часть четвертая статьи 14 Федерального закона «О гражданстве РФ». – Прим. ред.), - рассказал руководитель отдела Управления по вопросам гражданства ФМС России.

При этом почти 99% иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Кстати, за получением гражданства РФ в упрощённом порядке за период с 2003 по настоящее время обратилось около 6 млн граждан. Из них на первом месте Казахстан (21, 6%), на втором – Украина (16,6%), затем следует Узбекистан (13%) и т.д.

При этом из них 58,7% являются иждивенцами, работающие составляют 30,7%, а пенсионеры - 6,9%. Показатели образовательный уровня новых граждан РФ следующие: 35,5% имеют среднее общее образование, 13,3% высшее образование, остальные – средне-специальное и начальное образование.

- Наиболее применяемой до 1 июля 2009 года оставалась норма части четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которая представляла право в льготном порядке приобрести гражданство РФ бывшим гражданам СССР, прибывшим на постоянное жительство на территорию России из государств, входивших в СССР, - продолжил Михаил Утяцкий.

Он также отметил, что количество лиц, приобретших российское гражданство в соответствии с данной нормой, составило более 61% от общего числа.

- Изначально данная норма носила временный характер и была направлена на решение проблем с натурализацией иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших паспорта гражданина СССР и проживавших в России на законных основаниях до вступления в силу Федерального закона (до 1 июля 2002 года), - пояснил эксперт ФМС.

По его словам, трехлетний срок ее действия, предусмотренный законодательством, неоднократно продлевался: сначала до 1 января 2008 года, затем до 1 января 2009 года, а вслед за этим - до 1 июля 2009 года.

- Аргументацией для ее продления являлось наличие на территории России большого числа иностранных граждан и лиц без гражданства, которые по ряду независящих от них причин не успели получить российское гражданство в упрощенном порядке, - отметил господин Утяцкий.

В частности акцент делался на соотечественников, длительное время проживающих на территории России и фактически полностью интегрированных в российское общество.

- В настоящее время поставленная указанной нормой задача выполнена, и она прекратила свое существование 1 июля 2009 года. Но это не значит. Что с окончанием ее действия прекратился упрощенный порядок приобретения российского гражданства для бывших граждан СССР, - отметил он.

Напомним, что обычным условием приема в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является непрерывный пятилетний срок проживания на законном основании, то есть по виду на жительство на территории России. Кстати, ценз оседлости в мировой практике - это главное условие натурализации.

- Срок проживания на территории нашей страны для таких лиц может быть сокращен до года при наличии у них определенных условий, - заявил эксперт.

Среди таких «определённых условий» есть следующие позиции:

- высокие достижения в области науки, техники и культуры,

- обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для России

- предоставление лицу политического убежища на территории РФ

- признание лица беженцем

- наличие особых заслуг перед Российской Федерацией.

Помимо срока проживания необходимыми условиями являются: обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ; наличие законного источника средств существования; отказ от имеющегося иностранного гражданства; владение русским языком.

Кстати, от общего числа приобретших гражданство по итогам 2008 года более 70% - лица, которые проживали на территории России до 12 месяцев. При этом лишь 4% получивших гражданство жили на территории РФ от 3 до 5 лет.

Что касается знания русского языка, то здесь статистика полнится грустными цифрами. Так, к примеру, в Иркутской области до 50%(!) получивших гражданство в упрощённом порядке не достаточно владеют русским языком.

При этом около 90% граждан этой категории не имеют собственного жилья.

- Получил паспорт, приступил к работе, его не интересует постоянное жилье, - констатировал Михаил Утяцкий. - Это своеобразная лазейка для бизнеса. Очевидно, что эти граждане попросту не рассматривают РФ как постоянное место жительства, а как территорию для заработка.

Затем руководитель ФМС рассказал о ещё одной проблеме: ситуации с необоснованно выданными паспортами.

- Таких документов у нас уже выявлено 55 тысяч. При этом неразрешённая ситуация осталась у примерно 13 тысяч дел.

На вопрос о том, как следует действовать человеку, которому был необоснованно выдан паспорт, Утяцкий посоветовал «действовать в рамках законодательства РФ».

- Мы знаем, что такое массовая замена паспортов, начиная с 1997 года, особенно в 2000 году, когда сроки замены были сокращены, - поведал он. - Масса нюансов привела к тому, что были необоснованно выданы паспорта, в том числе, гражданам, которые не имели гражданства РФ.

При этом он пояснил, что из 55 тыс паспортов, которые были определены ФМС как необоснованно выданные, добрая половина была оформлена по вине сотрудников ведомства. Около 40% были оформлены неверно по вине самих заявителей. В самый незначительный процентный показатель, кстати, закрались и удостоверяющие личность документы криминального происхождения.

- По каждому факту проводится служебная проверка, - пояснил эксперт ФМС. - В прошлом году на сотрудников нашего ведомства было заведено 102 уголовных дела. Сейчас есть указания по работе с данной категории граждан. Документ гражданина, в случае если он был получен не по вине самого заявителя, не изымается. Параллельно проводится процедура проверки, оформления гражданства. Второй вопрос, если не возможно установить его личность: тогда ему выдается вид на жительство.

Михаил Утяцкий подчеркнул, что ФМС тесно взаимодействует с Комитетом Госдумы по Конституционному законодательству, в частности, с г-ном Плигиным.

- Не исключено, что будут приняты решения по отношению к гражданам, которые длительный период живут на территории РФ и по какой-то причине не получивший гражданство. Например, те, которые получили неверно оформленный паспорт, - отметил он.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах