Год назад по решению властей к управлению многоквартирными домами стали допускать только те компании, которые смогли получить лицензии на осуществление такой деятельности. И, естественно, сейчас общественность хочет получить данные по первым результатам этого нововведения. Больше всего жильцов многоэтажек интересует, получилось ли «очистить» рынок от недобросовестных управляющих компаний. Как сегодня работает структура ЖКХ и на что следует обращать внимание, АиФ.ru рассказала первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.
Без криминала
АиФ.ru: Как сегодня осуществляется выбор управляющих компаний? Есть ли шанс попасть в данную отрасль людям с криминальным прошлым?
Елена Николаева: Введение системы лицензирования управляющих компаний, по сути, дало старт реформе управления жилищным фондом. И, безусловно, положило начало процессу «очищения» на коммунальном рынке. 13% обслуживающих организаций не смогли пройти лицензирование, а многие их руководители попросту не сдали квалификационные экзамены.
— А сколько всего компаний пытались пройти эту процедуру?
— Заявление о выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами до 1 апреля прошлого года подали более 15 тыс. организаций. Масштабная лицензионная кампания проходила до 1 мая 2015 г.
— Что можно сказать о первых результатах?
— Появились реальные инструменты воздействия на организации, которые работают с нарушением законодательства, зачастую на грани криминала, и, оценивая результаты за год, мы видим, что удалось убрать их с рынка.
Кроме того, в Жилищный кодекс РФ внесли изменения: ввели «штрафы в пользу потребителей» — за некачественное предоставление коммунальных услуг и неверные квитанции, появилась новая очно-заочная форма голосования на общем собрании собственников и одновременно — уголовная ответственность за подделку решений собраний. Помимо этого, плата за общедомовые нужды начиная с 1 января 2017 г. будет входить в плату за жилищные услуги, а её размер ограничен региональным нормативом. Значит, УК не смогут устанавливать её по собственному усмотрению.
— Будут ли ещё какие-то ужесточения?
— Да, планируется ввести внесудебный порядок лишения права управлять домом — за два грубых нарушения, а также упростить процедуру лишения лицензии, если причинён вред здоровью человека — к примеру, на кого-то упала сосулька.
Но, конечно, ещё не все цели реформы достигнуты, да и итоги лицензирования довольно противоречивы. Налицо укрупнение рынка и сокращение конкуренции. Значительный объём жилищного фонда перешёл в управление муниципальным управляющим организациям — ГУПам, МУПам, ГБУ. Предстоит ещё поработать, чтобы исправить ситуацию.
О техучёте забыли?
— Управление домами — это бизнес, который должен приносить прибыль. Созданы ли правовые основы для того, чтобы он был эффективным?
— Не думаю. Многоквартирный дом — это прежде всего объект управления со своими характеристиками — теплофизическими, энергоэффективными, а также степенью износа, объёмами потребления коммунальных услуг, платежами… Но сейчас на это мало обращается внимания — лишь на данные того, кто претендует на управление.
По-моему, на момент передачи дома в управление нужно зафиксировать его технические и экономические характеристики и определить порядок формирования цены на его содержание в течение предстоящего года, а также составить перечень требующихся работ.
— Для управления домами, наверное, особенное значение имеют вопросы технического учёта. На них внимание обращается?
— К сожалению, институты технической инвентаризации и технического учёта практически ликвидированы. Из-за этого, кстати, осложнилось информационное обеспечение многих федеральных и городских программ. Большие проблемы возникли, например, с реализацией норм закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Сложнее стало проводить конкурсы по отбору управляющих компаний для новостроек, возникли проблемы при управлении домами, поскольку к правилам этой лицензируемой деятельности относится актуализация и восстановление технической документации. Появились сложности и у региональных операторов капремонта, связанные с объективным определением состояния жилых домов.
— Можно ли найти законодательное решение этой проблемы?
— Я считаю, что надо передать регулирование данного вопроса на региональный уровень, дать право субъектам РФ определять порядок проведения техучёта и инвентаризации, а также организации и ведения архива. Это не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Регионы, кстати, мою инициативу поддерживают. Об этом свидетельствуют отзывы их руководителей, профильных вице-губернаторов и региональных министров — они считают её актуальной и своевременной.
Выданные лицензии размещаются в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) — в едином федеральном реестре. На данный момент их около 17 000. А сколько управляющих организаций существует вообще, можно узнать на сайте «Реформа ЖКХ» Фонда содействия реформированию ЖКХ. Там есть информация о более 60 тыс. компаний, включая около 29 тыс. ТСЖ и порядка 6 тыс. ЖСК. Они обслуживают около 740 тыс. домов общей площадью более 2,35 млрд кв. м.