Этот и другие «горящие» жилищные вопросы aif.ru адресовал первому зампреду Комитета ГД по строительству и ЖКХ Владимиру Кошелеву.
Как планировали — не получилось
Анастасия Перкова, aif.ru: Владимир Алексеевич, если не ошибаюсь, цены в платёжках обещали увеличить незначительно. Но по итогу выходит, что их поднимут почти на 10%. Как так?
Владимир Кошелев: Изначально их планировали поднимать не выше инфляции. То есть в среднем примерно на 7%. Однако рост составит 9,8%. В правительстве объясняют это тем, что без повышения цен может случиться заморозка программы модернизации инфраструктуры ЖКХ, а организации обрастут долгами и убытками. Но разве предыдущая индексация, которая обосновывалась ровно теми же аргументами, помогла добиться заявленных целей? Кажется, что нет. Правда, стоит отметить, что правительство также утвердило индексы изменения размера платы за «коммуналку» и предельно допустимые отклонения от них. То есть создало инструмент, позволяющий хотя бы отчасти минимизировать ущерб от роста. Индексы нужны для того, чтобы под шумок отдельные поставщики услуг не могли задрать тарифы.
— Когда в любом регионе страны можно будет узнать обо всех начислениях по «коммуналке» хотя бы из одной квитанции?
— Эта проблема постепенно решается. Тут есть другие подводные камни, когда меняется управляющая компания и у людей, например, вдруг возникают мифические долги. Человек начинает забег по инстанциям и доказывает, что он ничего не должен, наоборот, в прошлом месяце переплатил. Чтобы избавить наших граждан от такого «спорта», запущена система ГИС ЖКХ — это единый ресурс, где собирают данные со всей страны. Там люди могут взаимодействовать с организациями, поставляющими газ, электроэнергию, воду, с ТСЖ и с органами власти. Скоро все региональные площадки будут объединены в одну и общая база данных позволит владельцам жилья брать справки, информацию о потреблении ЖКУ и начисленной плате без обращения в разные офисы. А госорганы смогут в упрощённом порядке контролировать поставщиков.
— То есть не надо будет хранить пачки квитанций годами, а они останутся в системе?
— Сегодня каждая квитанция ЖКХ привязана к разным лицевым счетам. Из-за этого при смене собственника или управляющей компании задолженность или переплата часто остаются «похороненными» на старых закрытых счетах. В том числе, чтобы упростить этот процесс, сейчас мы прорабатываем необходимость каждому помещению в многоэтажке присваивать единый лицевой счёт (ЕЛС). Он не будет меняться со сменой хозяина. Это даст возможность всем поставщикам консолидировать начисления и выдавать корректные данные по оплате.
Расселять или ремонтировать
— В стране существует программа расселения из аварийных домов, при этом в редакцию не перестают писать люди, годами добивающиеся переезда из развалюх. На каком этапе идёт сбой?
— По отчётам чиновников программа расселения — одна из самых успешных госпрограмм в России. Но в реальности всё иначе: темпы расселения отстают от скорости ветшания и разрушения массового жилья примерно на 2 млн кв. м в год. Чаще всего причины этого носят субъективный характер. Более того, мы сталкивались с вопиющими примерами, когда в доме с уже отключёнными коммуникациями остаются брошенными на произвол судьбы жильцы. И происходит это несмотря на то, что у города есть необходимые для переезда людей квартиры. Это очевидное проявление равнодушия и нерасторопности местных властей.
Выход есть: расселение должно проводиться целиком домами или кварталами, надо ужесточить требования и установить обязательные сроки для этого — в течение 3 месяцев. Нужно также предусмотреть наказание, вплоть до уголовной ответственности, для чиновников, нарушающих регламенты расселения из аварийного жилья.
— Платежи за капремонт — это ещё одна боль жильцов. При этом одни никак не могут дождаться, чтобы подъезды в старенькой хрущёвке отремонтировали. Другим, наоборот, зачем-то меняют вполне «свежие» окна. Это вообще кто-то отслеживает?
— Сейчас региональные программы капремонта — это просто перечень домов с плановыми сроками работы. Многоэтажки в нём ждут очереди годами, и за это время их реальное состояние может заметно ухудшиться. В итоге неверно определяется фактически требуемый объём работ и деньги тратят на ремонт, а дешевле было бы признать дом аварийным и расселить. Поэтому принят закон, предусматривающий проведение техобследования дома перед капремонтом. Результаты обследования — основание для внесения изменений в региональную программу капремонта. Актуализация программы должна проводиться ежегодно. Это позволит лучше планировать работы и финансы, исключит «латание» непригодных для ремонта объектов или выполнение не первоочередных работ. Причём инициатором обследования могут выступать сами жильцы. При этом регионы могут установить порядок проведения эксплуатационного контроля за состоянием домов.
Что будет с льготной ипотекой
— Останется ли в 2024 году программа льготной ипотеки? Ходят разговоры, что её могут закрыть.
— Льготные программы сохранятся, но они должны быть откорректированы, чтобы такой ипотекой могли воспользоваться как можно больше граждан. Например, предложено ипотечное кредитование дифференцировать с учётом региональных особенностей. Будет создана рабочая группа, которая в первую очередь займётся вопросом разрыва цен между «вторичкой» и «первичкой» — в среднем по стране это 42%. В Госдуме также предлагают привязать процент ипотечной ставки к доходам населения.
— Как я понимаю, депутаты решили заняться и вопросом посуточной аренды квартир. Что в этой сфере меняется?
— ГД в первом чтении приняла проект, по которому хозяин при заселении кого-то даже на сутки обязан будет соблюдать все права и интересы соседей, правила содержания общедомового имущества. Проще говоря, за шум и беспорядки в равной мере будут отвечать не только «посуточные жильцы», но и сам владелец квартиры. Мы будем также рекомендовать, чтобы решение о посуточной сдаче жилья принимали 75% жильцов подъезда.