На ночном столике — успокоительное, на кухонном — стопки документов. Москвичка Ирина Сафьянова, не переставая, говорит по телефону, пытаясь узнать, что делать. Накануне вечером она вернулась домой и обнаружила стенку, отделяющую ее балкон от соседского — снесенной.
«Заходи и бери, что хочешь, — жалуется Ирина. — Я выхожу на балкон, и вижу, как здесь сушатся вещи соседки. Она в любой момент может выйти на балкон и начать разборки, нас отделяет друг от друга всего два шага. И, кажется, теперь понимаю, почему многие жертвы квартирных краж потом долго не могут отделаться от
Квартира Ирины находится в районе Царицыно, в типовой девятиэтажке старой постройки: у некоторых жителей прямо на балконах установлена пожарная лестница и люки для эвакуации. Ирина — одна из них.
Давай поделимся
«Многие давно отпилили эти лестницы, чтобы не мешались: она массивная, неудобная, занимает почти все пространство, — рассказывает Ирина Сафьянова. — Я прочитала в интернете — правила Госпожнадзора позволяют заменить ее на другую, более легкую и удобную. В случае пожара по ней проще эвакуироваться, а, по желанию, можно использовать как турник. Лестницу я спилила перед майскими праздниками и уже присмотрела новую, как раз на днях собиралась заказать».
Люк особо не мешался. На днях Ирина возвращалась домой, в общем коридоре ее остановился соседка Наталья. Сообщила: «У меня балкон маленький, у тебя большой, предлагаю поделиться. Перенесем границу на середину люка, все равно им никто не пользуется».
«Я отказалась: с какой стати? Я купила эту квартиру, вся площадь у меня соответствует плану, выданному в БТИ, — рассказывает Ирина. — приходите, замеряйте — всё в точности как в документах».
Однако, зайдя в квартиру, Ирина обнаружила, что стенка, разделяющая балконы уже снесена, а соседка договаривается с ремонтной бригадой, чтобы поставить новую — уже на территории чужого балкона. Все попытки договориться мирно ни к чему не привели: об этом говорят многочисленные видео, записанные Ириной во время скандала. Крики, оскорбления, претензии. Уступать не намерена ни одна из сторон.
«Самое страшное даже не то, что у меня пытались отобрать часть моей законной жилплощади, — говорит Ирина. — Самое страшное началось потом, когда я попыталась остановить этот беспредел».
Увидев снесенную стену, Ирина позвонила в отдел РУВД. Прибывший отряд отказался фиксировать правонарушение, хотя соседка Наталья не отрицала, что снесла стену по своему желанию. Полицейские заявили, что признаков самоуправства не видят, а вопрос нужно решать с управляющей компанией — или местной Дирекцией единого заказчика. Ирина еще раз позвонила — на этот раз через службу 02 — и поехала в отделение. Там заявление
Справка
Кодекс РФ об административных правонарушениях. Глава 19. Статья 19.1. Самоуправство.
Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
Уголовный кодекс РФ. Глава 19. Статья 139.1. Нарушение неприкосновенности жилища
Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Ирина отнесла заявление и вызвала техника из Дирекции единого заказчика. Техник, в итоге, оказалась знакомой соседки, поэтому сразу направилась к ней в квартиру. Вдвоем они начали высказывать претензии Ирине: почему снесла пожарную лестницу?
«Я говорю: я ее восстановлю, выпишите штраф, заплачу, — рассказывает Ирина. — Но зачем на мою территорию вторгаться? Она говорит, что я ей преграждаю доступ к эвакуационному люку, а сама еще вчера предлагала поставить на нем стену».
Соседка Ирины — Наталья — комментирует ситуацию так: снесенная стенка принадлежала ей, а люк и лестница не должны принадлежать никому, это общедомовая территория. «В случае пожара, я должна иметь доступ, чтобы эвакуироваться, и вообще эта территория — ничья» — уверяет москвичка. Хотя совсем недавно она попыталась сделать ее своей.
В пожарной инспекции города Москвы с позицией Натальи не согласны. В ответ на запрос корреспондента АиФ.ru они сообщили: территория не обязательно является общедомовой, пожарные лестницы и люки могут принадлежать и владельцу квартиры. Единственное требование: перегородку нельзя делать из кирпичной кладки. Это важно, чтобы легко выбить ее в случае чрезвычайной ситуации.
«После долгих споров техник ДЕЗ составила предписание: восстановить сломанную перегородку, — рассказывает Ирина. — Она сразу сказала: что вы так волнуетесь, как поставят, так и снесут, если незаконно. То есть совершению преступления никто не пытается воспрепятствовать, говорят: будете судиться по факту, если захватит вашу жилплощадь. Она поставит, а мне потом бегать по судам, доказывать, что нужно снести».
Звонки в никуда
«Я просто хочу понять, кто отвечает за то, что произошло, куда обращаться людям в моей ситуации, — говорит Ирина. — Я позвонила в полицию — мне не помогли, я позвонила на горячую линию правительства Москвы, там даже не ответили. Набираю на горячую линию Южного округа — тишина. Позвонила еще на телефон доверия службы внутренней безопасности МВД: для тех, у кого есть жалобы на сотрудников полиции. Не отвечают. Представьте, сколько бюджетных средств потрачено на эти прямые линии, которые вообще не работают!».
Ирина написала в прокуратуру и жилищную инспекцию. До сих пор ждет ответа. Но, возможно, он и не требуется. Специалисты говорят, единственная организация, которая должна заниматься подобными вопросами: суд.
«
Зачастую этого не происходит. Общественники получают огромное количество писем с жалобами на самовольный захват. Одна из причин — незнание или нежелание соблюдать законодательство. Другая — особенно странная — даже работники ЖКХ зачастую не могут объяснить, на чьей стороне закон. Ирина искала поддержку в десятках организаций, но самую реальную помощь ей оказал один знакомый плотник. Пришел — и поставил новую стенку на старом месте. На этом пока все.
История с продолжением
История Ирины Сафьяновой получила неожиданное продолжение: споры, письма по инстанциям и вмешательство журналистов, в итоге, помогли решить вопрос — практически мирно. Ирина, в очередной раз вернувшись домой, обнаружила новую, полноценную стену из пеноблоков как раз на месте той, которая была снесена. Правда, поставили ее не очень аккуратно, и блоки мешают открыть крышку аварийного люка. Ирина решила к такой мелочи не придираться — крышку подпилит и реконструирует сама. А вот исковое заявление в суд она все равно готовит.
«У этой истории