Примерное время чтения: 6 минут
635

Постановка на учет: как улучшить жилищные условия за счет бюджета

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. Главная женская профессия - материнство 06/03/2013

Полторы недели назад Мосгордума отказалась регистрировать законопроект, который подготовил общественный комитет «Московские переселенцы». Если убрать все эмоции, звучавшие на заседании думцев, получится так: москвичи жадины, которые требуют улучшения своих жилищных условий за счёт бюджета. Разве это допустимо?

Из одной «хрущобы» в другую?

Что же такого требовали право­защитники? «Мы отстаиваем интересы выезжающих в первую очередь из пятиэтажек и стоящих в жилищной очереди, а таковых у нас более полумиллиона человек, - рассказал «АиФ» Павел Кушаков, лидер комитета «Московские переселенцы». - Например, стоит семья в очереди 20 лет, и её снимают с учёта только потому, что дочка вышла замуж и у её супруга есть квартира в Туле. Чиновников не волнует, что эта собственность приобретена до брака и в случае развода останется у мужа. Они просто прибавляют квадратные метры в Туле к московским квадратам семьи очередников. И всё - люди больше не считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. 

Десятилетия ожидания и вечный страх вылететь из заветного списка привели к тому, что москвичи стали больше участвовать в платных программах, которые предлагает Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы. (подробнее об этом - в следующих номерах «АиФ»). И не потому, что доход позволяет, - люди хотят получить хоть что-нибудь.

С переселенцами ещё интереснее. По закону собст­венники жилья имеют право получить не равнозначную новую квартиру, а рыночную стоимость старой. Только вот «независимая» оценка метров проводится не риелторами, а одной-единственной организацией. В результате семье предлагают 60-70% реальной стоимости их жилья. Не хотите? Вот вам три варианта новых квартир. Как, не хотите на первый этаж или в другой район? Тогда мы вас по суду выселим и вселим! Ситуацию усугубляет правовая неграмотность горожан. Они не в состоянии противо­стоять юридически подкованным госслужащим, которые знают все подводные камни Жилищного кодекса. Люди пишут эмоциональные письма мэру, прокурору, а надо бежать к юристам».

Но противостоять всё равно крайне сложно. Например, в 2011 г. та же Мосгордума согласилась с требованиями столичной прокуратуры и запретила давать переселенцам (одновременно являющимся очередниками) новые квартиры таких размеров, которые позволили бы снять людей с жилищного учёта. То есть сначала переезжайте из своей «хрущобы» в такую же маленькую квартиру и дальше продолжайте ждать, когда придёт ваш черёд на более просторное жильё.

«Я расцениваю этот запрет как прямое нарушение 55-й статьи российской Конституции, которая не позволяет местным властям принимать законодательные акты, ухудшающие положение граждан, - говорит Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ. - Был случай, когда в однокомнатной приватизированной квартире жили 10 человек-очередников и их втиснули в «однушку» в новостройке. Это нормально?»

Кстати, отмена запрета была в законопроекте правозащитников, и депутат Мосгордумы Андрей Метельский обвинил «Московских переселенцев» в том, что... они хотят улучшить свои жилищные условия за счёт очередников, живущих в обычных домах.

Раньше обитателям сносимых домов обязаны были предоставить метры в том же районе. В нынешних редакциях столичных законов этого обязательства уже нет, там фигурирует интересное понятие «район проживания». Последнее (согласно московскому закону № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении...») - это не только ваш муниципальный район, но и все примыкающие соседние. Главное, чтобы они находились в одном округе. Переселять людей в другой округ не имеют права, если только граждане сами этого не пожелают. 

Куда селить-то?

Люди, возможно, и пожелают, если нет других вариантов. А их нет - все пятиэтажки сносимых серий должны сровнять с землёй в ближайшие три года. Как подтвердили в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда, в городе

остался 351 дом под снос (подробнее об этом - в следующих номерах «АиФ»), и расположены они в районах так называемой сложившейся застройки. Там нет нужного количества новостроек и освободившихся муниципальных квартир, чтобы их хватило на 100 тыс. переселенцев. В районах Перово, Соколиная Гора, Аэропорт и Останкинский сейчас вообще нет места для новостроек.

Значит, людям будут предлагать метры где угодно? Пока закон не позволяет выселять в «новую Москву», но разве трудно внести в документы нужную поправку? Конечно, не надо представлять Мосгордуму абсолютным злом (часть депутатов поддержала законопроект «Московских переселенцев», правда, их было слишком мало), но очень часто народные избранники не защищают интересов тех, кто их выбрал.

«По закону гражданская инициатива не должна касаться вопросов, которые затрагивают финансовые обязательства города», - сказал Степан Орлов, председатель Комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике, рекомендуя коллегам голосовать против регистрации законопроекта. Интересно, а какие законопроекты имеют право вносить общественные организации? Исключительно такие, на реализацию которых не нужно ни копейки бюджетных денег? Такое впечатление, что от нас вовсе не ждут активной гражданской позиции. Наше дело - выполнять законы и верить в то, что все вокруг лучше нас знают, кому, когда и как помогать. Только вот с такой постановкой вопроса вряд ли согласятся 349 тыс. очередников. Среди них ветераны ВОВ, инвалиды, чернобыльцы, москвичи, подававшие заявления в далёком 1988 году... Многие из них в таком возрасте, что им только и остаётся, что верить и надеяться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах