Подмосковные усадьбы – одна из визитных карточек области, они словно помнят дух эпохи и своих прежних владельцев. К сожалению, не все из них сохранились. Власти уделяют большое внимание их восстановлению. Для этого даже была запущена специальная губернаторская программа «Усадьбы Подмосковья». Первой по ней была реставрирована усадьба купца Аигина в Пушкинском районе. Сегодня на очереди вторая – Дом Круминга в Люберцах.
Унесенные ветром
Николай Адольф Валериан Круминг, чье имя трансформировалось в России в Николая Августовича, был управляющим заводом по производству сельскохозяйственной техники в г. Люберцах. Немец, лютеранин, родившийся в Латвии и получивший образование в Германии, и, как рассказала архитектор Надежда Гаева - член авторского коллектива ООО «Специализированная научная реставрационная проектно-производственная мастерская», которая и разработала проект реставрации, а в настоящее время осуществляет авторский надзор за восстановительными работами.
В Люберцы Николай Круминг попал в 1911 году, приехав представителем компании «The International Harvester Company-Chicago», работал он поначалу заведующим оборудованием, а в 1914 году дорос до руководителя завода. В итоге в России Николай Круминг провел 11 лет. Здесь он женился на уроженке графства Бирмингем Эдите Марион Парсон.
Дом, который предоставили Крумингу для проживания, был построен 25 ноября 1902 года под наблюдением архитектора Николая Якунина – это был деревянный одноэтажный жилой дом с подвалом для котельной водяного отопления и с мезонином. Николай Круминг пристроил 2-этажный лестничный объем к главному фасаду с разборкой внутренней лестницы в мезонин, частично изменил планировку за счет разборки стен и перегородок.
Закат эпохи
В советские годы Дом Круминга перестал быть жилым.
«В 1923 г. производство свернули, Николай Круминг уехал из России. В опустевшем доме разместили ясли для детей рабочих. Сведений об этом сохранилось немного. Позже один из рабочих завода Михаил Изместьев на личных началах организовал в Доме Круминга музей завода», - рассказала Надежда Гаева.
«С тех пор он стоял закрытым и постепенно разрушался. До того, пока он не попал в программу «Усадьбы Подмосковья» и не обрел нового хозяина. А точнее хозяйку» , - говорит Надежда Гаева.
«Не представляешь, как тяжело»
Арендатор Галина Ярыгина давно обдумывала идею бизнеса по организации регионального туризма для молодежи.
«Первоначальная идея была – приглашать подростков, живущих в 300 км от Москвы на несколько дней, чтобы показать им музеи, выставки, театры. Но возникал вопрос - туристов надо где-то размещать, а где? Строить гостиницу? Затраты неподъемные. И вдруг в новостях буквально краем уха я услышала про Губернаторскую программу «Усадьбы Подмосковья» - «аренда 1 рубль за 1 кв. метр». Дай, думаю, узнаю, что это за программа? Когда прочитала о ее условиях, поняла, что это может стать выходом» - рассказывает Галина Ярыгина.
Дом Круминга, выставленный на торги в 2014 году, Галины Викторовна впервые увидела на фотографиях, да еще издалека, из-за бетонного забора – доступ на территорию был закрыт. Но и издалека ей стало понятно, что это именно то, чего она хотела. И женщина подала заявку на участие в торгах.
«Начальная цена аренды была 1 миллион 200 тысяч рублей в год, у меня было 5 конкурентов, боровшихся за право стать арендатором Дома Круминга. Через 8 шагов я победила с суммой 1 миллион 614 тысяч рублей. Это значит, что до того, как здание будет полностью восстановлено, его годовая аренда будет обходиться мне в 1 миллион 614 тысяч рублей» - вспоминает она.
С тех пор работа кипит здесь с утра до позднего вечера.
«После моей победы один из моих коллег по-отечески меня пожалел: «Ты не представляешь, насколько это тяжело». Я не сразу поняла, о чем это он. За период работы на объекте у меня сменилось 3 бригады, и сейчас работает уже четвертая по счету. Не все понимают, что строительство и реставрация – разные вещи. Многим важна скорость работ, чтобы быстрее получить деньги. А здесь – своя специфика. Мы постоянно на связи со специалистами по авторскому надзору . Обсуждаем все – вплоть до того, какие материалы использовать, какие смеси готовить, в соответствии с годом возведения – ведь, к примеру, раньше не цемент использовался, а известковая смесь. Утраченные наличники мы заказывали в специализированной реставрационной мастерской в г. Владимире, снимали индивидуальные мерки с каждого окна. Хотя, безусловно, проще и дешевле было одновременно снять окна, заказать новые наличники и установить их тоже разом,» - рассказывает Ярыгина.
«Никогда прежде с таким не сталкивался. Здесь какую деталь ни возьми - все необычно! Когда реставрировали дверной портал, каждый элемент расчищали и укрепляли вручную – стамесочкой и молоточком. Настолько здесь требуется тонкая работа. Каждую заплатку подбираем вручную – в соответствии с рисунком, цветом, фактурой» - признается рабочий-электрик Дмитрий Присяжной.
«С деревом вообще сложно, его проедают жучки, оно рассыхается, размокает, трескается. Вторая сложность – множество элементов декора. Восстанавливая, к примеру, окна, рабочие делают «протезирование» - чтобы полностью не менять элемент, очищается деталь до живого дерева, и заменяется только утраченный участок, чтобы максимально сохранить конструкцию. Смысл всей реставрации сохранить историю - в подлинных конструкциях и материалах», - пояснила Гаева. При этом ходом работ и получающимся результатом женщина полностью довольна: «Арендатору самому можно памятник поставить за то, сколько он делает, возрождая здание».
Возрожденная красота
Каким он станет после восстановления – Дом Круминга?
«В большом зале с эркером – планируется конференц-зал для проведения семинаров. На двух этажах разместятся 10 номеров с инженерным оборудованием, соответствующим современным нормам. Разовый заезд составит 20-25 человек. 70% работы уже сделано, осталось – 30%. Хотелось бы успеть завершить к Новому году», - сообщила арендатор Галина Ярыгина.
Надежда Гаева при этом отмечает, что часть хозяйственных построек утрачена – что-то осталось под эстакадой, возведенной в непосредственной близости от дома Круминга. А что-то наоборот нашлось – на подвал одной из построек наткнулись в ходе прокладывания коммуникаций – туда внезапно просел трактор.
«По внешнему виду кирпичной кладки стен и сохранившемуся сводчатому перекрытию мы предположили, что здесь был «Ледник», сверились с чертежами – да, действительно. Арендатор теперь может воссоздать утраченное капитальное строение, - выстроить надземную часть, максимально сохранив исторический облик», - говорит архитектор.
Восстановление идет стахановскими методами - вместо 7 лет на восстановление Дома Круминга арендатор планирует сдать его всего за два года.
«Я в этом заинтересована. В процессе восстановления, до завершения восстановительных работ, я плачу за аренду здания и земли 150 тысяч рублей ежемесячно. Как только здание будет сдано, начнется льготная аренда «1 рубль за 1 кв. метр». В моих интересах не затягивать с восстановлением» - объясняет Галина Ярыгина.
Но сколько бы сил не отнимали у нее работы по восстановлению здания, есть то, что заставляет ее держаться и жить этим.
«Иногда я посмотрю на здание, - и, честное слово, у меня аж мурашки бегают, какое же оно красивое» - признается Галина Ярыгина.
«Прекрасный дом, потрясающее здание, памятник архитектуры модерна. Таких зданий вообще осталось очень немного. Нам всем очень повезло, что удалось его спасти…», - вторит ей Надежда Гаева.
«Всего в Московской области 320 усадеб, - прокомментировал заместитель министра имущественных отношений Московской области Вячеслав Имангулов. - За последние время в качестве потенциальных инвесторов к реализации программы «Усадьбы Подмосковья» стало подключаться всё больше предпринимателей и частных компаний, ведущих свою деятельность на территории Московской области. Это является не только экономическим, но и своего рода социальным инвестированием, в ходе которого к долгосрочному восстановлению специалисты Московской области, в муниципальных образованиях создаются новые рабочие места, обеспечивается выплата налогов в местные бюджеты».