Примерное время чтения: 9 минут
3567

Коммунальный шик. Где в Москве раньше были доходные дома?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Спасти всех, кого возможно 20/04/2016 Сюжет Экскурсии по Москве
Дом Исакова на ул. Пречистенке. Современный вид.
Дом Исакова на ул. Пречистенке. Современный вид. / Юрий Артамонов / РИА Новости

Через много веков доходные дома пришли и в Москву. К 1917 г. в столице их было 800, что составляло до 40% жилья. 

Богач-чудак

Одни из первых доходных домов в столице спроектировал в 1785-1790 гг. сам Матвей Казаков - на Ильинке, д. 8 и д. 10, для купцов Калинина и Павлова и д. 12 (1) для купца Хрящева. Парадный 6-колонный портик, а под многочисленными входами-арками - лавки и магазины. Сами квартиры располагались на 2-м и 3-м этажах. Не менее великий Осип Бове тоже по­строил доходный 3-этажный дом в 1816 г. на Никольской ул. (он снесён, на его месте д. 19-21) - для книготорговца Глазунова. Мэтры классицизма, творцы дворян­ских усадеб «перестраивались» на потребу изменившихся времён.

Трехэтажное вытянутое в длину здание на Ильинке (д. 8 и д. 10), построенное Матеевым Казаковым для сдачи внаем под лавки, квартиры и различные учреждения. Так, например, здесь размещались Немецкий клуб и Купеческое собрание. 

Бум «доходного» строитель­ства поначалу пришёлся на 1870-1890-е гг. Дома возводили частные лица, различные общества и монастыри. Стоило это съёмное жильё не так уж и дорого - от 100 до 500 руб. в месяц. Горький в 1902 г. будто бы снимал 10-комнатную квартиру в 300 кв. м площадью за 1000 руб. в год. Было жильё и для малоимущих - как дом № 65, построенный в 1906-1908 гг. на углу 2-й Мещанской (ул. Гиляровского) (2).

Он назывался «Свободный гражданин» и был воплощён по завещанию крупного торговца Гаврилы Солодовникова. Богатейший человек своего времени, известный своими чудачествами, велел потратить львиную часть своего 20-миллионного состояния на школы, женские училища и дома для бедняков. Так, «Свободный гражданин» возвели по принципу общежития-коммуны с дешёвыми квартирами (коих было больше 1000!). На самом деле «дом Солодовникова» - это два строения, № 65 и № 61 (для бедных семей). При них - би­блиотека, магазин, баня, столовая, прачечная, ясли и детсад! Здания при этом красивы - из красного кирпича с белым декором, островерхими крышами и башенками. 

 

«Архитектурный коктейль» из модерна и неоготики, уходящей корнями в Средневековье, отличает облик множества доходных домов. Они, кстати, хорошо сохранились - при советской власти их легко приспособили под коммуналки: они и сегодня вполне могут быть пригодны - не зря взялись за их реставрацию (дом Быкова, «дом с атлантами» и др.).

А сын Гаврилы Солодовникова Пётр купил в 1911 г. здание (и тут же перестроил его под доходный дом, добавив два этажа) с видом на Кремль в Лебяжьем пер., д. 6/1 (3) . Кроме комнатушек в нём располагались Театр миниатюр и «Электротеатр» - синематограф. Гены: театр содержал и его чудак-отец! 

Слепой зодчий

В начале ХХ в. квартиры для аренды проектировали гении модерна - Шехтель, Кекушев. Самое известное из таких зданий у Шехтеля - доходный дом - комплекс Строгановского училища на Мясницкой ул., д. 24/7, стр. 1 (4). Он занимал целый квартал с 5-этажными зданиями. Училище состояло под августейшим покровительством Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Строительство обошлось в 1 млн 300 тыс. руб., а землю Строгановке, где учились лучшие художники и зодчие эпохи (они же и квартировали потом в доходном доме), подарил сам государь император! У Льва Кекушева из доходных домов знаменит дом Исакова на ул. Пречистенке, д.  28 (5). Он был заказан Московским торгово-строительным акционерным обществом. Он причудливо украшен: маски львов на козырьке (фирменный знак Кекушева), а наверху - две полулежащие женские статуи-аллегории, символизирующие Искусство и Просвещение. 

Доходный дом Строгановского училища на Мясницкой, д.24/7, от Фёдора Шехтеля.
Доходный дом Строгановского училища на Мясницкой, д.24/7, от Фёдора Шехтеля. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Но был ещё один мастер-архитектор, весьма востребованный, - Иван Кондратенко, осуществивший свыше 50 проектов, из них 40 - доходные дома. Судьба его уникальна: в 23 года он практически ослеп и оглох, макеты свои лепил в глине, а чертежи ему помогал делать друг и партнёр Семён Дорошенко. Родом из крестьян, Кондратенко окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем Императорскую Академию художеств, получил звание «Классный художник архитектуры 1-й степени», две золотые и одну серебряную медали, был гласным (депутатом то есть) в городской Думе.

Читайте также: В тихом омуте Плющихи. История улицы, на которой выросли Толстой и Белый

Доходные дома он строил в Москве повсюду: на Петровке, на Тверской, в Лиховом и других переулках... Самое знаменитое здание - в Потаповском пер., д. 12 (6), дом супруги торговца Заварского Анастасии, заказанный для неё мужем. Его называли «рыцарским замком для Прекрасной дамы». Романтизм, неоготика, средневековые западноевропейские мотивы сочетались с неорусскими, в духе узорчатых палат бояр Романовых на Варварке. 

Эту постройку на Пречистенке д.28 украшают две полулежащие женские статуи, символизирующие Искусство и Просвещение.
Эту постройку на Пречистенке д.28 украшают две полулежащие женские статуи, символизирующие Искусство и Просвещение. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Из жизни богемы

Были в Москве и доходные дома, чья история связана с людьми искусства. Таков «дом-сказка» Зинаиды Перцовой 1905-1907 гг. в Соймоновском пр., д. 1/35 (7), - ярчайший образец красочного московского модерна: майоликовые панно по эскизам Сергея Малютина, автора русской матрёшки, балконы, подпираемые змеями-драконами, зверьки на крыше... Здесь в мастерских-квартирах жили художники, а с 1908 по 1912 г. существовал легендарный театр-кабаре, арт-кафе «Летучая мышь». Там Станиславский изображал циркового борца-атлета, Книппер-Чехова - париж­скую шансонетку, а Немирович-Данченко дирижировал. Мужа,  инженера Перцова посадили в 1922-м за хранение ценностей из храма Христа Спасителя, а после отбытия годового срока из дома выселили. Какое-то время в нём жил Троцкий. Сейчас строение в ведении МИДа.

К этому зданию в Соймоновскому пр., 1/35, приложил руку художник Сергей Малютин, автор русской матрёшки.
К этому зданию в Соймоновскому пр., 1/35, приложил руку художник Сергей Малютин, автор русской матрёшки. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Легендарен и 10-этажный «дом Нирнзее», возведённый архитектором Нирнзее, выходцем из Варшавы, в 1913 г. в Б. Гнезд­никовском пер., д. 10 (8), и тут же прозванный «тучерезом» или «небоскрёбом». Это было самое высокое здание в городе и одно из самых высоких в Европе (до этого таковым считался дом Афремова в 8 этажей на Садовой-Спасской, д. 19). Маяковский писал: «Помните, дом Нирензее стоял, над лачугами крышищу взвеивая?» В 1913 г. дом действительно «взвивался» над «низкорослыми» соседями, над Тверской.

С крыши его открывался дивный вид, на ней даже играли в футбол (и на той же крыше утешал тов. Новосельцев «мымру» Людмилу Прокофьевну в рязановском «Служебном романе»). Дом был задуман для одиноких, холостяков, с недорогими квартирами без кухонь. И без всякого шика в интерьерах. Зато в нём тоже играла «Летучая мышь» и кабаре «Кривой Джимми», студия Малого театра, работали редакции - «Накануне», «Гудок», «Вечерние известия», «Россия», «Творчество», «Огонёк», «Советский писатель», и, соответственно, в стенах его перебывали все тогдашние знаменитости: Есенин, Зощенко, Пильняк, Мандельштам, Катаев, Булгаков, он и познакомился здесь с Еленой Сергеевной... 

В наше время первый новый доходный дом был построен в 2003-м, а к 2020 г. таковых планируется возвести чуть ли не 20% от всего жилищного строительства. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах