Всё и сразу
«Больше половины земель - зелёный рай: леса, реки, свежий воздух, только два крупных города, - говорит Владимир Жидкин, руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы. - А очень скоро здесь прибавятся ещё и отличные современные дороги, новое жильё, школы, детсады, поликлиники, придут метро и скоростной трамвай».
С самого начала ТиНАО - это прежде всего комплексный подход. По словам главы департамента, для успешного функционирования новое образование требует градостроительной документации на всей территории одновременно, а также Генплана территориальной схемы и проекта планировок. Это ещё и создание 12 точек роста, мини-городов. Плюс развитие дорожно-транспортной инженерной инфраструктуры, чтобы вся территория была покрыта современными дорогами с велодорожками и тротуарами и предусматривала необходимые транспортные коридоры.
Земли требуют благоприятной экологической среды (работы с лесом и создания современных парков). Строят жильё так, чтобы новосёлы ни в коем случае не остались без объектов социального назначения. Новой Москве, безусловно, нужен и современный рынок труда - максимальное число трудоспособного населения должно жить и работать, не выезжая за пределы границ округа. Проект активно привлекает инвесторов, в том числе по схеме государственно-частного партнёрства. По словам В. Жидкина, львиная доля средств уже привлекается за счёт внебюджетных источников. В общей сложности инвестиции в развитие новых территорий с 1 июля 2012 года составили не менее 600 млрд рублей.
«Генплан в завершающей стадии согласования, - говорит глава департамента, - и в начале будущего года будем выносить его на суд правительства и на утверждение в Думу».
Плюсы или минусы?
С 1 июля 2012 года в Новой Москве введено около 10 млн кв. м недвижимости, 8 из которых жилые метры. 2 млн кв. м из этих восьми малоэтажное и индивидуальное жильё.
«Эти 8 млн позволили нам обеспечить жильём около 100 тысяч человек, - комментирует В. Жидкин. - А мы к этому создали ещё и около 100 тысяч рабочих мест - даже больше, чем имеется трудоспособного населения».
За 4,5 года появилось более 40 социально значимых объектов: 27 детских садов, 7 поликлиник, 10 школ. Солидный результат для территории с населением чуть более 330 тыс. человек. 2016-й к 40 добавляет ещё 10. Следующий год только за счёт адресной инвестиционной программы (АИП) обещает 6 детсадов и 2 школы. «Новые детские сады в основном появятся в тех районных центрах, где их до сих пор не хватало, - в Крёкшино, Кокошкино, Щаповском», - говорит В. Жидкин.
Рабочие места
Итак, новых рабочих мест в ТиНАО 100 тысяч. 20 тыс. - строительные профессии, что на «большой стройке» вполне естественно. Места на соцобъектах заполняются быстро, за 3-4 месяца, причём в школах (минимум на 1,5 тыс. детишек) штат формируется с самого начала их возведения.
Нужны работники на производственно-складские объекты. Только Фуд-сити, где идёт очень крупная перевалка овощей и фруктов, для полного заполнения требуется 20 тысяч человек. Громадным будет административно-деловой центр: это префектура, другие органы власти, налоговая и жилищная инспекции, территориальное управление Москомархитектуры. Рядом разместится библиотечный комплекс.
Уже начали возводить крупнейшую больницу более чем в 100 тыс. кв. м.
«Строятся крупные многофункциональные центры. Гигантский - в Язовской Слободе, - приводит пример В. Жидкин, - занимает 150 тыс. кв. м. Там и торговля, и все виды обслуживания, и занятия спортом, и культурный досуг. Он вполне может обеспечить работой 3-4 тысячи человек».
А ещё производство, логистика, офисные помещения, которые, правда, в последнее время заполняются не так быстро, но арендаторы цену за квадратный метр снижать не собираются - оптимизма не теряют.
В движении
Проект Большой Москвы предполагает строительство 200 км дорог, завершить которое планируется к 2020 году. На сегодняшний день в эксплуатацию введено 15 км, но параллельно ведётся строительство дорог общей протяжённостью почти 100 км, и ещё 80 км начнут строить буквально на днях. «Общая структура дорог позволит обеспечить более-менее свободное передвижение по территории Новой Москвы как по радиальным, так и по поперечным связям, как на общественном транспорте, так и на личных автомобилях, - продолжает В. Жидкин. - Развитие Курской и Киевской веток железной дороги значительно снизит нагрузку на транспортную сеть. РЖД трудится не покладая рук».
Поможет и скоростной трамвай: несколько линий охватят половину территорий округа. Одна из них - линия от Троицка до будущей станции метро «Мамыри».
Целое трамвайное кольцо появится в районе Коммунарки, оно свяжет сразу несколько точек - слева от Калужского шоссе в сторону Щербинки трамвайным сообщением будет обеспечена вся территория. Там планируется большая плотность застройки и много населённых пунктов.
Властям помогают инвесторы. «Даже если они бесплатно предоставляют для прохождения через их территории трамвайных линий и инженерных коммуникаций земельные участки - это уже вклад, - уточняет В. Жидкин. - Город сэкономленные средства может направить на развитие всё той же транспортной инфрастуктуры. Есть инвесторы, которые готовы построить часть дорог за счёт собственных средств».