Примерное время чтения: 8 минут
1060

Стандарты города мечты. Как облагородить улицу, но сохранить ее особенность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Сильный рубль — сильная Россия 06/07/2016
Главную городскую программу «Моя улица» представили на Московском урбанистическом форуме в Манеже.
Главную городскую программу «Моя улица» представили на Московском урбанистическом форуме в Манеже. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

«Уже несколько лет правительство Москвы принимает меры по благоустройству общественных пространств. Но это лето стало первым, когда тема благоустройства улиц коснулась практически каждого москвича», - уверен Михаил Алексеевский, руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка».

Обсуждение продолжается

«Многие сейчас задаются вопросом: а что же будет, когда строительные заборы уберут и улицы откроются взглядам прохожих? Тут мне хочется вспомнить историю про Елисеевский гастроном на Тверской, - рассказывает М. Алексеевский. - Для того чтобы произвести наибольшее впечатление, купец отдал распоряжение полностью прикрыть здание магазина деревом. Так, чтобы не было видно, что же происходит за этим забором.

Два года шла реконструкция, и всё это время москвичи распространяли ужасающие слухи о том, что же там будет. Одни поговаривали, что там будет храм Бахуса, другие - что мавританский дворец. А потом забор убрали, и люди увидели самый роскошный магазин в столице. У нас на дворе XXI век, и закрывать строительные площадки глухими заборами никто не собирается. При этом слухов ходит не меньше, чем во времена Елисеева. Поэтому, для того чтобы метафорически приоткрыть этот забор и прояснить, что же всё-таки происходит с московскими улицами, зачем их благоустраивают и что там на них будет, мы и проводим серию «круглых столов» на площадке КБ «Стрелка».

На минувшей неделе состоялась первая дискуссия из цикла, посвящённая стандарту благоустройства улиц российской столицы. Этот документ был разработан в рамках мас­штабной программы обновления Москвы «Моя улица», для того чтобы сделать городскую среду максимально комфортной, а после поддерживать на одном - высоком - уровне. В нём комплексно описываются подходы к экологии, торговле, транспорту и в целом к градостроительству мегаполиса.

После того как стандарт вынесли на суд московских властей, его вернули для «работы над ошибками». «Порядка 300 замечаний было предоставлено различными департаментами, мы их учли, это нормальный процесс», - заверила Екатерина Малеева, руководитель проекта, архитектор КБ «Стрелка». И в ближайшее время будет представлен новый вариант документа, а затем принято решение, какие из параметров станут обязательными, а какие рекомендательными.

Типовое - не значит однообразное

«Все проспекты и бульвары в той или иной степени похожи друг на друга. У каждого есть тротуар и проезжая часть, - продолжает М. Алексеевский. - В то же время, когда мы говорим о московских улицах, особенно центральных, мы думаем о том, что каждая из них в какой-то мере уникальна и неповторима. Значит ли это, что мы должны разработать для каждой уникальный проект, который будет максимально подчёркивать её неповторимый облик? Но если так делать, то улицы могут превратиться в калейдоскоп - кто в лес, кто по дрова.

И это на самом деле дорого и неэффективно. Можно, наоборот, попытаться все проезды и шоссе привести к какому-то единому стандарту, создать шаблон. Но в таком случае мы потеряем удивительную идентичность этих улиц, они станут одинаковыми, как в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Так как же всё-таки пройти между этими двумя крайностями? Мы в КБ «Стрелка» постарались учесть обе позиции и разработали стандарт благоустройства - серьёзный документ, в котором с научной точки зрения и технических позиций очень подробно написано, какие улицы бывают и что с ними делать».

«Есть такой исследователь - Дэниел Клерси. Его история  заключается в том, что прекрасно пройтись  по Ленинскому проспекту, но очень шумно. И мало кто знает, что есть параллельная улица - Малая Калужская, - на которой существенно тише, гораздо шире тротуар, и пеше­ходу нужно всего лишь 20 секунд, чтобы на неё свернуть, - объясняет Анд­рей Кармацкий, информационный дизайнер, руководитель Urbica Design. - Загоревшись этой идеей, мы занимались анализом и сбором данных по Замоскворечью и Якиманке. Картографировали местность на ряд определённых параметров: уровень шума, популярность мест отдыха, ширина тротуара, доступность мест для мало­мобильных граждан и т. п.».

Читайте также: Новый облик Москвы. 5 изменений в столице при Собянине

Всего эксперты насчитали в российской столице более 3,5 тыс. улиц. Чтобы упростить задачу по их модернизации, архитекторы выделили 10 типов улиц от центра города к окраинам, для каждого определили особенности благоустройства. Набор решений был придуман для пешеходных и зелёных зон, велодорожек и остановок общественного транспорта, парковок и многого другого. Так, четыре типа улиц (центральные) расположены в пределах Садового кольца, два (срединные) - между Садовым и Третьим транспортным кольцом, ещё четыре (периферийные) - от ТТК до М­КАД. В классификацию не попали такие уникальные объекты, как Тверская, Новый Арбат, Волхонка, - для них подготовлены индивидуальные проекты.

Чтобы увидеть «Город будущего», достаточно было навести камеру планшета на схему, представленную на стенде Комплекса городского хозяйства, и Москва оживала на экране гаджета.
Чтобы увидеть «Город будущего», достаточно было навести камеру планшета на схему, представленную на стенде Комплекса городского хозяйства, и Москва оживала на экране гаджета. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Да, на Тверской и в Театральном проезде недавно заработали информационные стелы 360mos. «Пройдя по указанной на них ссылке или считав QR-код с помощью гаджета, можно посмотреть панораму ремонтируемой территории (где совмещены «живые» изображения улицы с трёхмерной графикой и элементами дополненной реальности. - Авт.) и получить информацию о ходе работ», - уточнил Павел Ливинский, глава столичного Департамента топливно-энергетического хозяйства.

Послевкусие от прогулки

«Стандарт благоустрой­ства московских улиц является помощником архитектора: мы не говорим о том, какого цвета будут плитка и бордюры, но говорим об общих принципах и удобстве», - уточнила Е. Малеева. Кстати, многие города мира разработали подобные документы - это тенденция последних 10 лет. И самый известный стандарт выпустил Нью-Йорк.

«Прекрасно, что есть подход к типизации. Он во многом сэкономит усилия, и я надеюсь, появится баланс между желанием каждого архитектора сделать что-то уникальное и при этом уложиться в бюджет. Очень здорово, если каждая улица обретёт свою уникальность за счёт, например, разных типов сфер услуг, - предположил А. Кармацкий. - Например, какая-то станет музыкальной, на другой будет пахнуть свежей ­выпечкой».

А ­климатический дискомфорт можно снижать, например, правильно располагая на улице объекты стрит­ретейла - небольшие магазинчики и кафе. В них можно будет спрятаться от плохой погоды. «Не стоит забывать и о том, что большой город обладает эффектом «теплового острова» из-за большого количества каменных поверхностей, аккумулирующих тепловую энергию, - добавляет Е. Малеева. - Поэтому необходимо высаживать деревья и находить места для газонов и водных поверхно­стей. Подобные меры могут повысить комфорт пребывания на улице в жару».

«По-хорошему любая прогулка - это не только ровный тротуар или наличие пандусов. Прогулка - это ощущения, а они складываются из многих составляющих, - уверен А. Кармацкий. - Если вы выйдете на Большую Якиманку, то увидите прекрасный тротуар шириной 6 метров, вы можете прекрасно прогуливаться большой компанией в 4-5 человек, но не сможете нормально поговорить, потому что не будете друг друга слышать. Поэтому очень здорово, что такие параметры учтены в стандарте благоустройства. Важный показатель эффективности города - будет ли пешеход возвращаться на ту или иную улицу, будет ли его прогулка приятной, останется ли она в его воспоминаниях».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах