Среди архитектурных московских памятников церковного зодчества о воинской славе напоминают три храма: самый древний — собор Василия Блаженного — появился после падения Золотой Орды, самый известный — храм Христа Спасителя — напоминает о победе в войне 1812 года, самый несчастливый — Казанский собор — больше 400 лет назад был построен после изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. За всю историю существования сооружения его дважды ломали и бесчисленное количество раз перестраивали. Последний раз храм на углу Красной площади и Никольской улицы открыли ровно 20 лет назад — 4 ноября 1993 года.
Завет Пожарского
Первая церковь в начале Никольской улицы появилась в первой половине XVII века. Наиболее точная дата постройки — 1625 год — фигурирует в церковных летописях. Возведение первого деревянного храма и его внутреннее оформление велись на личные средства князя Дмитрия Пожарского. В инициативе нет ничего удивительного. Главную святыню храма, чудотворный список с иконы Казанской Божьей матери, войско князя привезло в Москву в 1611 году. Сначала святыню поместили в приходской церкви на Лубянке, недалеко от усадьбы самого князя. Монастырский комплекс и палаты Пожарского находились на месте современных домов 12 и 14 по Большой Лубянке. Некоторые части зданий сохранились, хотя и были несколько раз перестроены.
Среди историков распространено мнение, что перед московской битвой в сентябре 1612 года Пожарский дал обет построить для иконы отдельный храм, если сражение пройдёт успешно. Так и случилось: итогом схватки стало изгнание из города польско-литовских интервентов и конец Смутного времени. Но деревянная церковь князя не простояла долго — буквально через несколько лет храм полностью выгорел. Возведение нового, каменного храма было профинансировано уже из казны: средства выделил Михаил Романов, первый царь династии. Он же 15 октября 1636 года присутствовал на официальном освящении храма, задокументированном в летописной книге Павла Строева «Выходы государей, царей и великих князей».
11 лет спустя у храма появилась пристройка: придел в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. В этот раз церемонию освящения открывал уже второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович. По свидетельствам современников, Казанский собор сразу стал пользоваться большим успехом у москвичей. «И прихождаху мног народ в церковь отвсюду, яко не вмещатися им в паперти церковной, но восхождаху на крыло паперти и, зряще в окна, послушаху пения и чтения Божественных словес. Написа же и окрест стены святыя поучительная словеса, да всяк от народа приходяй к церкви, аще и кроме пения, не простирает ума своего на пустошная мира сего, но да прочитует написанная на стенах и пользу душе приемлет», — писал архимандрит Григорий Неронов.
Но история постройки собора на этом не закончилась: храм ещё несколько раз перестраивали и меняли расположенные вокруг приделы. Из главного духовного сооружения города Казанский собор постепенно превратился в невзрачную церковь: вид на него с Красной площади уже к концу XVIII столетия полностью закрыли перестроенные верхние торговые ряды. Одновременно на Никольской развивалась торговля: здание обросло ларьками и торговыми точками. Серьёзные повреждения памятнику были нанесены и во время вторжения французов в Москву в 1812 году, когда сильно пострадало внутреннее убранство собора, но главную икону спрятали и сохранили.
Хроника сноса
Плачевное состояние храма попытались исправить в начале 1900-х годов, в рамках приготовления к празднованию 300-летия освобождения от польско-литовских захватчиков. Но планы скорректировала вначале Первая мировая война, а следом — революция 1917 года. Спустя 106 лет после французского вторжения, в сентябре 1918 года, храм всё же лишился чудотворного списка с иконы Казанской Божьей матери. Согласно официальным данным, святыня была украдена, кем и при каких обстоятельствах — установить так и не удалось.
Приходу собора удалось просуществовать до 1936 года, когда в разгар реализации сталинского Генерального плана реконструкции Москвы было принято решение о сносе религиозной постройки, которое в том же году было приведено в исполнение. Во время работ по разбору у храма появился своеобразный покровитель — реставратор древнерусского зодчества Пётр Барановский, который провёл все возможные замеры сооружения.
Сначала место Казанского собора занял временный выставочный павильон. Затем планы, касающиеся того, как следует использовать освободившееся место, постоянно менялись. Площадку то хотели отдать под здание наркомата тяжёлой промышленности, то под главный Дворец пионеров. В итоге ни один из замыслов не был осуществлён, и на месте собора долгое время работал общественный туалет.
Принципиальное решение о возрождении храма формально было принято ещё при советской власти, в 1989 году, под давлением Всероссийского общества охраны памятников культуры. Основную часть средств на реализацию проекта выделили городские власти. Для воссоздания внешнего облика использовались чертежи Барановского и многочисленные летописные свидетельства. На их основе архитекторам удалось практически в первозданном виде восстановить фасад, с внутренней отделкой оказалось сложнее — практически все оригинальные копии интерьеров оказались утеряны. Но к 4 ноябрю 1993 стройка закончилась, и Казанский собор был официально освящён в третий раз.