aif.ru counter
1215

Москва цирковая. Самые знаменитые арены столицы

Все материалы сюжета Прогулки по Москве

Елена Польди, наследница знаменитой цирковой династии, режиссёр-постановщик Цирка Никулина на Цветном Бульваре, рассказала «АиФ» о семейных легендах и любимых местах в столице...

Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Открыт 30 апреля 1971 года.
Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Открыт 30 апреля 1971 года. © / Александр Макаров / РИА Новости

Верхом на... велосипеде

- Составлять карту цирковой Москвы я бы начала, естественно, с Цирка Никулина на Цветном, 13 (1), где я режиссёр-постановщик, а моя дочь - воздушная гимнастка.

Читайте также: Цирк на Цветном бульваре. Место, в которое невозможно не влюбиться

Наша цирковая династия началась с моего прадеда Яна Польди. Конечно же, это псевдоним. Настоящее имя - Иван Подрезов. Но в конце XIX в. антрепренёры в цирках рекомендовали артистам менять русские фамилии на звучные иностранные. 

И прабабушка, и прадедушка в конце XIX в. стали основоположниками нового жанра - велофигуристики. Скажем так, верховая езда на велосипедах. Ян Польди получил травму во время представления. Исполнял очень сложный по тем временам трюк: съезжал со специального трамплина, делал сальто-мортале в воздухе и «прилетал» на специальную подстилку.

Читайте также: Глава цирка на Цветном Максим Никулин: «Русский цирк в Европе ещё помнят»

Но люди, которые помогают во время циркового представления, так называемые униформисты, неточно положили мат на манеже, не рассчитали. И Ян пришёл одним колесом вне мата. Итог ошибки - очень сильный удар, серьёзные повреждения внутренних органов. Сразу с представления его увезли в больницу, но, к сожалению, той же ночью он скончался. Ему было 24 года. Хоронили Яна всей цирковой труппой... Артисты и спортсмены сделали из цветов велосипед - таким венком его и проводили в последний путь. 

Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Место для строительства постоянного (стационарного) здания цирка на Цветном бульваре (до 1917 г. - цирк А. Саламонского) было выбрано неслучайно: здесь на цветочном рынке в Москве гимнасты и клоуны частенько развлекали праздную публику.

Еленой меня назвали в честь прабабушки. Начинала она у Альберта Сура - был такой цирковой антрепренёр-немец, у которого был собственный цирк. Елена Польди стала его правой рукой, помогала в качестве зам­директора и работала сразу в нескольких жанрах: была наездницей на лошади, танцовщицей и велофигуристкой. На представления захаживал Александр Куприн. Антону Чехову в 1903-м он написал: «В наше просвещённое время стыдно признаваться в любви к цирку, но у меня на это хватает смелости». Правда, влюблён писатель был в... дочь Сура, артистку и наездницу. Все его рассказы о цирке были посвящены именно Ольге... 

Читайте также: Олег Попов: «Цирк - мой воздух, здесь открывается второе дыхание»

Полжизни на зверей

Конечно же, какой цирк без клоунов. Но если чуть-чуть пофилософствовать, то клоун - не тот, кто развлекает публику в перерыве между номерами. Это не профессия даже - это состояние души... Научиться профессии можно, а вот научиться обладать тем самым состоянием души, какое было у Юрия Никулина, - нет. Эти люди рождаются такими, отпечаток гениальности на них... 

Сегодня есть три пути на манеж. Первый: Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша)», 5-я улица Ямского Поля, 24 (2). Второй путь - как у меня, из цирковых династий. Третий - из спорта.

 

Хотя цирк - это не только мир гимнастов, фокусников и дрессировщиков. Это ещё и мир инт­риг. В цирке они были связаны в основном с гастрольными поездками - ведь для советских людей выезд за рубеж становился событием в жизни. Бывали случаи, когда конкуренты травили животных - тогда номер переставал существовать.

Ты фактически оставался без куска хлеба. Нужно же заново приобретать зверей, воспитывать, дрессировать. Полжизни, короче говоря. Мои мама, папа и их помощница, работавшие в номере с дрессированными собаками, придумали систему закрытия кастрюли на замок. Чтобы нельзя было открыть крышку и что-то подсыпать в еду для животных...

Ещё одна история. Перед гастролями в цирк приезжал иностранный агент, который отбирал коллективы. Был замечательный номер «Воздушный полёт». Когда страховочную сетку вынесли на манеж, чтобы подвесить, и раскрыли, от неё шёл дым. Оказалось, завистники облили реквизит серной кислотой. Гимнасты полдня и целую ночь плели новую сеть и на следующий день выступили. Импресарио номер посмотрел и взял...

В артисты - с улицы 

Но продолжим прогулку по Москве цирковой и просто пройдёмся по улицам. Да-да, поищем уличные цирки. Они и в прошлые века существовали в России! А мы 5 лет назад организовали «Антикварный цирк». Привлекли в него настоящих цирковых артистов - чтобы поднять уровень площадного цирка. У нас выступают профессионалы очень высокого класса с мировыми именами, которые завоевали кучу призов и работают на лучших манежах не только России, но и мира. Моё любимейшее место выступлений - парк Горького (Крымский Вал, 9) (3). Там мы начинали, активно развивались. Потом - сад «Эрмитаж» (Каретный Ряд, 3) (4). Тоже место, где мы достаточно часто работаем. Сейчас хорошей площадкой становится ВДНХ (проспект Мира, 119) (5).

Павильон №1 «Центральный» на ВДНХ в Москве.
Павильон №1 «Центральный» на ВДНХ в Москве. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Особенность уличных представлений - во взаимоотношениях со зрителем. Когда люди покупают билеты и приходят в цирк на Цветном бульваре или на проспекте Вернадского, они отделены от выступающих. А на уличных представлениях барьера не существует. Вы можете спокойно подойти к артисту во время его выступления, детям нравится потрогать у клоуна нос. Мы можем пожать друг другу руки, я вас могу задействовать активно в номере или в представлении целиком. На какое-то время любой из гуляющих может стать артистом.

На сегодняшний день база «Антикварного цирка» находится прямо напротив входа в сад Баумана (Старая Басманная, 15) (6). Я очень люблю это место. Сад - маленький, уютный. У меня есть внучка София и есть маленькая дочка Гульчехра, они ровесницы, им по 4 года (младшую дочь мы взяли из детского дома). И в саду мы с девочками можем поесть мороженое, посидеть в кафе или просто поваляться на траве. Там до сих пор сохранилась эта трогательная сцена-ракушка, где снимался летний концерт в «Покровских воротах»...

Рассказывая про цирковую столицу, нельзя не упомянуть Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, 7 (7). Отстроили его в 1971-м, по тем временам он был оснащён фантастически. Таких трёхманежных арен в Европе ещё не было. Основной манеж можно было опустить, и вместо обычной арены появлялся бассейн или лёд. Это была демонстрация нашей имперской силы и мощи: мы можем позволить себе то, чего нет ни в одной капиталистической стране! Кстати, цирк на Вернадского и по сей день остаётся самым большим среди европейских арен.

Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского.
Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Фото: РИА Новости/ Кирилл Каллиников


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно об актёре Игоре Шибанове?
  2. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ