Верхом на... велосипеде
- Составлять карту цирковой Москвы я бы начала, естественно, с Цирка Никулина на Цветном, 13 (1), где я режиссёр-постановщик, а моя дочь - воздушная гимнастка.
Читайте также: Цирк на Цветном бульваре. Место, в которое невозможно не влюбиться
Наша цирковая династия началась с моего прадеда Яна Польди. Конечно же, это псевдоним. Настоящее имя - Иван Подрезов. Но в конце XIX в. антрепренёры в цирках рекомендовали артистам менять русские фамилии на звучные иностранные.
И прабабушка, и прадедушка в конце XIX в. стали основоположниками нового жанра - велофигуристики. Скажем так, верховая езда на велосипедах. Ян Польди получил травму во время представления. Исполнял очень сложный по тем временам трюк: съезжал со специального трамплина, делал сальто-мортале в воздухе и «прилетал» на специальную подстилку.
Читайте также: Глава цирка на Цветном Максим Никулин: «Русский цирк в Европе ещё помнят»
Но люди, которые помогают во время циркового представления, так называемые униформисты, неточно положили мат на манеже, не рассчитали. И Ян пришёл одним колесом вне мата. Итог ошибки - очень сильный удар, серьёзные повреждения внутренних органов. Сразу с представления его увезли в больницу, но, к сожалению, той же ночью он скончался. Ему было 24 года. Хоронили Яна всей цирковой труппой... Артисты и спортсмены сделали из цветов велосипед - таким венком его и проводили в последний путь.
Место для строительства постоянного (стационарного) здания цирка на Цветном бульваре (до 1917 г. - цирк А. Саламонского) было выбрано неслучайно: здесь на цветочном рынке в Москве гимнасты и клоуны частенько развлекали праздную публику.
Еленой меня назвали в честь прабабушки. Начинала она у Альберта Сура - был такой цирковой антрепренёр-немец, у которого был собственный цирк. Елена Польди стала его правой рукой, помогала в качестве замдиректора и работала сразу в нескольких жанрах: была наездницей на лошади, танцовщицей и велофигуристкой. На представления захаживал Александр Куприн. Антону Чехову в 1903-м он написал: «В наше просвещённое время стыдно признаваться в любви к цирку, но у меня на это хватает смелости». Правда, влюблён писатель был в... дочь Сура, артистку и наездницу. Все его рассказы о цирке были посвящены именно Ольге...
Читайте также: Олег Попов: «Цирк - мой воздух, здесь открывается второе дыхание»
Полжизни на зверей
Конечно же, какой цирк без клоунов. Но если чуть-чуть пофилософствовать, то клоун - не тот, кто развлекает публику в перерыве между номерами. Это не профессия даже - это состояние души... Научиться профессии можно, а вот научиться обладать тем самым состоянием души, какое было у Юрия Никулина, - нет. Эти люди рождаются такими, отпечаток гениальности на них...
Сегодня есть три пути на манеж. Первый: Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша)», 5-я улица Ямского Поля, 24 (2). Второй путь - как у меня, из цирковых династий. Третий - из спорта.
Хотя цирк - это не только мир гимнастов, фокусников и дрессировщиков. Это ещё и мир интриг. В цирке они были связаны в основном с гастрольными поездками - ведь для советских людей выезд за рубеж становился событием в жизни. Бывали случаи, когда конкуренты травили животных - тогда номер переставал существовать.
Ты фактически оставался без куска хлеба. Нужно же заново приобретать зверей, воспитывать, дрессировать. Полжизни, короче говоря. Мои мама, папа и их помощница, работавшие в номере с дрессированными собаками, придумали систему закрытия кастрюли на замок. Чтобы нельзя было открыть крышку и что-то подсыпать в еду для животных...
Ещё одна история. Перед гастролями в цирк приезжал иностранный агент, который отбирал коллективы. Был замечательный номер «Воздушный полёт». Когда страховочную сетку вынесли на манеж, чтобы подвесить, и раскрыли, от неё шёл дым. Оказалось, завистники облили реквизит серной кислотой. Гимнасты полдня и целую ночь плели новую сеть и на следующий день выступили. Импресарио номер посмотрел и взял...
В артисты - с улицы
Но продолжим прогулку по Москве цирковой и просто пройдёмся по улицам. Да-да, поищем уличные цирки. Они и в прошлые века существовали в России! А мы 5 лет назад организовали «Антикварный цирк». Привлекли в него настоящих цирковых артистов - чтобы поднять уровень площадного цирка. У нас выступают профессионалы очень высокого класса с мировыми именами, которые завоевали кучу призов и работают на лучших манежах не только России, но и мира. Моё любимейшее место выступлений - парк Горького (Крымский Вал, 9) (3). Там мы начинали, активно развивались. Потом - сад «Эрмитаж» (Каретный Ряд, 3) (4). Тоже место, где мы достаточно часто работаем. Сейчас хорошей площадкой становится ВДНХ (проспект Мира, 119) (5).
Особенность уличных представлений - во взаимоотношениях со зрителем. Когда люди покупают билеты и приходят в цирк на Цветном бульваре или на проспекте Вернадского, они отделены от выступающих. А на уличных представлениях барьера не существует. Вы можете спокойно подойти к артисту во время его выступления, детям нравится потрогать у клоуна нос. Мы можем пожать друг другу руки, я вас могу задействовать активно в номере или в представлении целиком. На какое-то время любой из гуляющих может стать артистом.
Рассказывая про цирковую столицу, нельзя не упомянуть Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, 7 (7). Отстроили его в 1971-м, по тем временам он был оснащён фантастически. Таких трёхманежных арен в Европе ещё не было. Основной манеж можно было опустить, и вместо обычной арены появлялся бассейн или лёд. Это была демонстрация нашей имперской силы и мощи: мы можем позволить себе то, чего нет ни в одной капиталистической стране! Кстати, цирк на Вернадского и по сей день остаётся самым большим среди европейских арен.