Есть даже точка зрения, что именно наша страна с её левым, революционным искусством тех лет его родина.
Читайте также: Кто такой Ле Корбюзье, памятник которому открыли в Москве?
Пентхаус для наркома
Во всяком случае, первый в мире пентхаус возник именно в советском здании - 8-этажном Доме Наркомфина (Новинский бул., д. 25) (1).
Этот дом-коммуна - опять же первый и в стране, и в мире - спроектировали для работников Наркомата финансов Моисей Гинзбург, один из основоположников стиля, и Игнатий Милинис, его ученик. Дом как памятник архитектуры - под охраной ЮНЕСКО. Но при этом он в списке 100 лучших зданий мира, которым грозит уничтожение. До недавних пор дом десятилетиями находился в аварийном бесхозном состоянии, без единого капремонта. Планы масштабной реконструкции и приспособления уникального здания под современность в 1990-2000-х так и не были осуществлены. Сегодня Дом Наркомфина снова в процессе ремонта - этим занимаются уже новые хозяева. Задача - сохранить архитектуру дома-корабля. И внутреннюю, и внешнюю. Но в чём её неповторимость?
Конструктивизм в архитектуре узнаёшь сразу - чёткие геометрические формы, выступающие, точно навесные, детали, никаких украшений, много стекла… У проекта же Дома Наркомфина была ещё и чёткая идеологическая, социальная платформа: хватит жить индивидуальными семьями - пора жить коммуной. Квартиры (а их было 10 типов, они отличались размерами так называемых «жилых ячеек») - с высокими потолками. Окна, лестницы, галереи, балконы. Общий зал - столовая для совместного питания (долой мещанские кухни!). Забавно, но один из архитекторов-фанатов «допроектировался» в те годы (долой буржуазные спальни!) до общих спален и «кабинок для ночлегов» - для уединения (по графику) пар семейных и свободных! Идея свободной любви и обобществления дам была тогда популярной.
Для тогдашнего наркома финансов Николая Милютина под его личным надзором строился пентхаус - двухуровневое жильё прямо под плоской крышей и с выходом на неё в зимний сад с дивным видом на город. Милютин был революционером по биографии и конструктивистом в душе, написавшим даже книгу «Соцгород». Спортивный и читальный залы, прачечная, гараж, детсад - всё во имя свободного труда и человека! «Дом переходного типа» - так его именовали как ступень от буржуазного к социалистическому в быту, идеологии, архитектуре - успеха ни у профессионалов, ни у жильцов не снискал. К слову, сам создатель новаторского дома Гинзбург жить в нём отказался, предпочтя банальную «старорежимную» квартиру.
Дом Наркомфина заселяли в 30‑х, одновременно ещё с одним печальным и величественным памятником эпохи конструктивизма - Домом Правительства Бориса Иофана, тоже задуманным как дом-коммуна. К концу 30-х большинство жильцов в обоих домах были арестованы или расстреляны. Утопия полуфантастического проекта - дома-корабли - потерпела крушение.
«Нигде кроме…»
Конструктивистские проекты должны были быть практичными, функциональными. Сохранилось около трёх десятков жилых комплексов - «Хавско-Шаболовский» (1927-1930 гг.), «Преображенское», комплекс общежитий «красной профессуры» на Б. Пироговской ул., д. 51, к. 2-8 (2), жилмассив на Русаковской ул., д. 4-8 (3), комплекс зданий в Хамовниках на Погодинской ул., д. 2/3, стр. 1-4 (4) , для рабочих, в том числе завода «Каучук». Этот ансамбль венчает памятник конструктивизма великого Константина Мельникова - клуб завода «Каучук» (ул. Плющиха, д. 64/6, стр. 1 (5)).

Конструктивистские «социалистические города» создавались в 20-30-х гг. ХХ в. для «нового человека» с новой организацией его повседневной жизни. Передвижная проводка «на роликах», «уличные холодильники» под подоконниками, особое освещение, встроенные шкафы… Жильцов объединяли место работы, социальный статус, а также «сквозные» проходы внутри между подъездами, дворы, спортплощадки, детсады и ясли.
Помимо жилья «новому человеку» нужно было многое другое - где-то покупать продукты и одежду и проводить свободное время, как-то передвигаться. Конструктивизм и здесь предлагал множество идей - мосторги, клубы, кинотеатры, гаражи, автобусные, троллейбусные, трамвайные парки, фабрики-кухни (где конвейерным способом изготовлялись, по Юрию Олеше, в невероятных количествах «океаны щей, курганы каши» для трудящихся), хлебозаводы, пищевые фабрики и склады… Между прочим, и планетарий (ул. Садовая-Кудринская, д. 5 (6)) - памятник конструктивизма 1927-1928 гг.!

Как среди жилых домов есть истинный храм конструктивизма - легендарный круглый Дом Мельникова в Кривоарбатском пер., д. 10, так и среди промышленных зданий этого стиля найдётся свой храм - здание Моссельпрома 1923-1925 гг. (Калашный пер., д. 2/10 (7)).

«Нигде кроме, как в Моссельпроме!» - кому не знаком этот слоган? Его автор - левый поэт, футурист Маяковский. Авторы панно на здании - классики авангарда, художники Родченко и Степанова. Это 7-этажное здание с 6-угольной башней с зубцами (до революции - доходный дом), перестроенное в 20-е под склады и конторы пищевого треста Московского совета народного хозяйства, стало символом этого самого хозяйства. Трест объединял мукомольные, кондитерские, шоколадные, пивоваренные (было такое пиво - «Друг желудка») и табачные предприятия. Ещё один знаковый дом, на который можно полюбоваться и сейчас, - здание Минсельхоза РФ, построенное по проекту архитектора Алексея Щусева в начале 1930-х гг. (ул. Садовая-Спасская, д. 11/1 (8)).


А Еврейский музей и центр толерантности (ул. Образцова, д. 11, стр. 1а ) расположен в здании всемирно значимого памятника архитектуры конструктивизма - Бахметьевском гараже, спроектированном всё тем же гением Мельниковым. Это здание площадью около 8500 м² было построено им в 1927 г. при участии не менее великого Владимира Шухова (последняя его работа), чья знаменитая телебашня на Шаболовке тоже может считаться памятником конструктивизма. В гараже долгое время располагался 3-й автобусный парк, здание было в плачевном состоянии. Но с 2012 г. здесь один из важных культурных, образовательных, выставочных центров города.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть