Средневековая Москва тоже была городом многонациональным. С XVI в. в Замоскворечье появилась самая, пожалуй, известная, хотя и не первая, немецкая слобода - Кукуй. Кстати, «немцами» именовались не только выходцы из Германии, но вообще все иноземцы, не говорившие по-русски, или иначе «немые», «немцы».
Как и ремесленные слободские поселения (о них «АиФ» рассказывал в № 3 - «На свободе в слободе»), «иноземные» места в столице пользовались автономией. Они имели свои торговые ряды, магазины и питейные заведения (чего не было в ремесленных слободах), кирхи и храмы, школы и богадельни. Первый Романов на троне, Михаил Фёдорович, озаботился положением всех иноземцев и дозволил им свободно селиться в столице. Поначалу они занимали центр города - Маросейку, Тверскую, Арбат, местечки за Мясницкими и Сретенскими Воротами. Позже не брезговали и удалёнными от Кремля районами. Жители промышляли не только торговлей, среди них были денежных, серебряных дел мастера, а также врачи и аптекари.
Что мещанам давали бесплатно?
Немецкая слобода ➊, люд, быт и нравы которой так красочно описаны в романе Алексея Толстого «Пётр I» (там властвовал друг молодого императора Франц Лефорт и жила первая возлюбленная, Анна Монс), возникла на Яузе как поселение пленных иноземцев.
Мещанская ➋ (от польского слова «мещанин» - горожанин) образовалась в 1671-1672 гг. за Сретенскими Воротами у Земляного Вала, где шли четыре параллельные друг другу Мещанские улицы. Населяли её 659 дворов выходцы из Белоруссии и польско-литовских мест, а также евреи. Мещан, кстати, бесплатно наделяли землёй, и нормой считался участок в 10 саженей поперёк и 20 саженей в длину (1 сажень - 2,13 м).
Греческая слобода ➌ располагалась в районе нынешней Николоямской ул. Толмацкая ➍ - близ нынешней Третьяковки, где сохранились Толмачёвские переулки и храм Николы в Толмачах. «Толмачами», между прочим, называли переводчиков - иноземцев со знанием русского. И их было немало. Отдельные дворы толмачей существовали в разных районах города, но за Москвой-рекой выросла отдельная слобода. По-видимому, она была населена переводчиками, служившими в приказах (сейчас мы бы их назвали министерствами или ведомствами). А таковых в XVII в. существовало порядка 90.
52 двора Старопанской или Панской слободы занимали территорию у Якиманки ➎ - там до 2-й половины XVII в. жили поляки, о чём сегодня напоминают Старопанский пер. и храм св. Марона, «что в Старых Панях». Татары поселились в Замоскворечье (о чём напомнят Татарские ул., Большая и Малая Ордынки).
Все иноземные поселенцы имели религиозную свободу. Поляки и литовцы охотно принимали православие, имели русские прозвища, и к концу XVII в. Панская слобода вообще утратила национальную обособленность. А вот протестанты построили себе церковь, куда открыто ходили на службы, и к XVII в. таких церквей было уже четыре. Московская веротерпимость особенно привлекала иностранцев при переселении в русскую столицу. Свой костёл к концу XVII в. выстроили у нас и католики.
Грекам помимо слободской земли был предоставлен ещё и Никольский монастырь в Китай-городе. В районе нынешнего Армянского пер. селились армяне ➏, и они тоже имели свой храм. Были в Москве и так называемые торговые дворы - Французский ➐ и Английский ➑ (в Китай-городе на Варварке), а также Крымский ➒ (у теперешнего Крымского моста). Англичанам землю подарил ещё Иван Грозный, им разрешалось не только продавать, но и плавить руду. А в 30-х годах XVII в. они выстроили второй Новый двор в Белом городе. Шведский торговый двор был близ ул. Станиславского , Датский - на Маросейке . Литовский - близ Лубянки.
Многолюдные западноевропейские посольства (ещё один вид иноземческих поселений) со 2-й половины XVII в. разместились на специально выстроенном при царе Алексее Михайловиче Посольском дворе в Китай-городе, в большом красивом здании, к сожалению, не сохранившемся. А вот итальянцы своего поселения не имели, хотя их было немало в столице, - они скоро обрусели.
Где спаивали русских?
Однако москвичи любили во все века иноземные слободы в первую очередь за то, что туда можно было запросто прийти и пропустить чарку-другую. Иноземцам, в отличие от коренных жителей, дозволялось варить и пить, к примеру, пиво.
Особо отличались в спаивании русского люда ливонские немцы. Противники алкоголя просили даже заступничества у митрополита. Тот отписал Ивану Грозному, что немцы портят русское войско. Царь подверг Кукуй опале, но вскоре, уже при Годунове, слобода вновь принялась за питейную торговлю. Уничтожило её окончательно при Лжедмитрии II к началу XVII в. польско-литовское войско. Остался лишь пустырь.
Но, разумеется, слобожане-иноземцы промышляли не только питейным делом - ещё и мукомольным, а также военной (походной, гарнизонно-пограничной) службой. Правда, по мере того как богатели и процветали московские иноземцы, нарастало недовольство ими населением и духовенством. Тяжбы, интриги, притеснения стали подтачивать «вольную» слободскую жизнь иностранцев, да и в целом эта форма поселения с конца XVII в. в столице постепенно прекращает своё бытие. В 1-й половине XVIII в. возникает лишь одно новое иноземческое поселение, да и то ненадолго - «Грузинские слободы» (располагались в районе одноимённых улиц) , что отразило крепнущие в то время политические и культурные связи между Россией и Грузией. В Москву даже эмигрировал грузинский царь Вахтанг Леванович с двумя сыновьями и свитой в 3 тыс. человек, а царь Пётр II жаловал ему местность на реке Пресне и 10 тыс. руб. на строительство и обустройство. Но с середины XVIII в. слободы как административные единицы были окончательно упразднены. Всё, что нам осталось от них, - это названия улиц и переулков.