Секретное метро - народу
Архитектурный конкурс на концепцию развития московской агломерации, продолжавшийся полгода, завершился в начале сентября победой иностранных градостроителей. Лучшей командой, предложившей проектные решения по развитию новых территорий Москвы, международное жюри признало французский коллектив Antoine Grumbach et Associes.
Победителем в номинации на решение по новому федеральному правительственному центру стала команда Urban Design Associates из Америки. Однако, как уверяют столичные власти, никто из девяти команд-финалистов не будет обделён вниманием. У каждой градостроительной идеи есть шанс попасть в техзадание по созданию мастер-плана агломерации, которое разработает НИиПИ Генплана Москвы. Какие стройки века и нововведения могут ждать нас в ближайшем будущем?
Самое неожиданное заявление сделал голландский участник конкурса на разработку концепции развития московской агломерации. Архитектор Рейнир де Грааф (группа Office for Metropolitan Architecture) считает, что решить транспортные проблемы на юго-западе столицы проще простого, если общественный транспорт пустить по засекреченной правительственной ветке метро, которая якобы проходит под Кремлём, возле МГУ и тянется аж до аэропорта «Внуково». Осведомлённость иностранцев удивления не вызывает, ведь миф о «Метро-2» давно стал притчей во языцех. Однако на просьбу «AиФ» прокомментировать заявление никто из высокопоставленных московских чиновников всерьёз не откликнулся: «Мы про такую ветку не знаем».
Ещё голландцы предложили создать в районе аэропорта «Внуково» безвизовую территорию, на которой специалисты разных стран могли бы устраивать деловые встречи и конференции. По их мнению, Москва с таким прогрессивным кластером могла бы обогнать другие мегаполисы мира.
Венецию - в Коммунарку
По оригинальности предложений от голландцев не отстают и американские архитекторы. Бюро Urban Design Associates предлагает сконцентрировать застройку новой Москвы в трёх основных точках - международном финансовом центре, правительственном центре и университетском центре. Причём планируется их застраивать на «каркасе» системы искусственных озёр, каналов и других водоёмов, которые могут быть созданы на базе облагороженных и расчищенных русел подмосковных рек. И правда, почему бы не сделать из ничем не примечательной Коммунарки московскую Венецию?
Ещё планируется соединить районы старой и новой Москвы, а также аэропорты и железнодорожные вокзалы с помощью электричек. Одна из веток должна пересечь центр, а станцию, которая увяжет железнодорожный транспорт с метро, американцы рекомендуют строить в районе «Китай-города». Также необходимо развивать систему скоростных трамваев и троллейбусов - она позволит разгрузить подземку.
Архитекторы из США убеждены: просто необходимо благоустраивать территории вдоль Москвы-реки, реорганизовать существующие промзоны в жилые кварталы с парками, жильём и социальными объектами, а ещё сделать платным въезд в пределы Садового кольца, чтобы центр столицы наконец-то задышал свободно. Будущее, по их мнению, за более экологичным электрическим общественным транспортом, а не частными авто с выхлопами.
«Москва стремится стать одним из величайших городов мира? Чтобы этого добиться, у неё должны быть самые лучшие идеи по градостроительству, по росту и окружающей среде. Если она не примет преимущество экологического развития, то не станет одним из важных городов будущего», - уверен Ларри Бисли, представитель команды U.D.A.
С ним согласен и участник конкурса испанец Рикардо Бофилл (команда Ricardo Bofill), по словам которого новое строительство не должно лишать столицу зелени: «Реки и леса должны стать частью городской структуры».
Наш Голливуд
За экологию выступают и французы. Одно из ярких предложений от коллектива-победителя Antoine Grumbach et Associes: автомобильные дороги, проходящие в центре города вдоль набережных Москвы-реки, заключить в подземные тоннели, а на освобождённой земле разбить парки, которые будут спускаться к воде.
Их соотечественники из команды L’auc пошли ещё дальше, разработав проект строительства в районе Домодедова русского Голливуда - Moscowllywood - с парком развлечений и искусственным пляжем. А в Троицке, например, по мнению иностранных градостроителей, можно разместить университеты, исследовательские центры и студенческие кампусы.
Россияне, участвовавшие в конкурсе, тоже предложили неординарные идеи. Вопреки расхожему мнению, что Коммунарка - идеальное место для административного центра, представители архитектурного бюро «Остоженка» считают, что в первую очередь необходимо отдать дань страшной истории этого места и построить там мемориальный комплекс в память о погибших от репрессий в 1930-х годах.
Как объявил журналистам Марат Хуснуллин, заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства, техзадание на подготовку мастер-плана будет объявлено до конца этого года. А значит, ждать ясности, что из предложенных идей будет воплощено в жизнь, осталось совсем недолго.