Мало кто знает, но Государственный исторический музей начинался... с небольшой экспозиции о Крымской войне, представленной на Политехнической выставке в Москве в 1872 году. По словам заместителя директора Государственного исторического музея по научно-просветительской работе Ирины Алексеевой, после выставки организаторы экспозиции захотели её сохранить, поэтому они отправили официальную просьбу-предложение императору Александру II создать в Москве на базе этой экспозиции большой исторический музей. Император был не против.
«Был объявлен конкурс на создание образа музея, — рассказывает Ирина Алексеева. — Все предложения были очень красивые, но невероятно огромные, помпезные, они нарушали ансамбль Красной площади. И тогда городская Дума в 1874 году подарила под Исторический музей место в начале площади».
Первоначально конкурс выиграли архитектор Шервуд и инженер Семёнов, они придумали проект, который был очень похож на здание приказа, стоявшего до сноса на месте будущего музея. В 1878 году на строительство музея пришёл новый архитектор Попов, он завершил то, что задумал Шервуд, но не до конца.
«По задумке архитектора, музей должны были раскрасить „под кирпич“, — продолжает Ирина Алексеева. — Ведь в XVI=XVII веке здания строили из большемерного кирпича, и кладка была неровной, поэтому потом всё ровно дорисовывали. Но вот Исторический музей не дорисовали, фасады не оштукатурили, не покрасили красной краской, не нарисовали эти кирпичики, не украсили поливными изразцами, окна остались без наличников. Поливные изразцы были заказаны, но потом куда-то потерялись. И получилось, что стоит музей недоделанным. Но когда у нас была реставрация в 1990-х годах, учёные спорили, стоит ли доделывать музей, восстанавливать задумку архитектора, и решили этого не делать. Во-первых, это очень дорого, во-вторых, архитектора уже нет в живых, а в-третьих, музей всё-таки хорошо сочетается с кремлёвской стеной. Все уже привыкли к его виду. Поэтому решили его сохранить в таком виде.
Что касается внутреннего убранства музея, то архитектор решил, что каждый зал должен был сочетаться с той эпохой, о которой этот зал рассказывает. Для того, чтобы именно таким образом оформить музей, нужны были живописные полотна, которые и заказали именитым художникам. Например, знаменитый фриз Васнецова „Каменный век“ помещён на стенах зала, который рассказывает о каменном веке. Труд художников на благо музея, конечно же, оплачивался».
В 1920-х годах по указу властей Исторический музей получил в свои владения настоящие исторические раритеты: Музей-собор Василия Блаженного, Музей дворянского быта 40-х гг, Музей архитектурных памятников села Коломенское, Музей быв. Грузинская церковь, Музей Пафнутьев-Боровского монастыря, Генуэзская крепость в Крыму, Музей Александровского монастыря. В 1930-х годах к Историческому музею стали относится палаты бояр Романовых и Новодевичий монастырь.
«Когда музей открылся в 1883 году, его название звучало как Российский исторический музей имени его величества Александра III, — говорит Ирина Алексеева. — Потом после революции он переименовался в Государственный ордена Ленина исторический музей. А с 1921 года — это просто Государственный исторический музей. После революции поменялось не только название, но и экспозиция музея. Всё, что касалось царских времён, власти попытались устранить, убрать хотя бы в хранилища, а на всеобщее обозрение были выставлены предметы, несущие в себе пропаганду советского строя. Конечно, и сотрудников музея обучали рассказывать посетителям „правильные“ истории о том времени. Сам музей активно использовался в пропагандистских целях. Тут у нас сидел даже целый отдел пропаганды, в нём числились все экскурсоводы. Внутреннее убранство, такое, каким оно было в музее после его строительства, мы смогли восстановить только после падения советской власти.
Экспонаты нам привозили, дарили, отдавали из других музеев, и постепенно наш Исторический музей стал одним из крупнейших в мире по единицам хранения. Сегодня благодаря нашим коллекциям мы входим в пятёрку самых крупных музеев мира, нас можно сравнить с Лувром и Метрополитеном. Только в одном собрании отдела письменных источников музея хранится около 15 млн листов уникальных документальных памятников по истории России XVI–XX веков».