Примерное время чтения: 8 минут
7009

Неверующий спаситель. Как Петр Барановский не дал снести Покровский собор

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Достояние России: гжель, хохлома, Дымково... «Уралвагонзавод» 10/12/2014 Сюжет Экскурсии по Москве
Собор Василия Блаженного на Красной площади.
Собор Василия Блаженного на Красной площади. www.russianlook.com

Знаете ли вы, благодаря кому Казанский собор на Красной площади ➊ удалось восстановить в первозданном виде, как родился музей-заповедник «Коломен­ское», кто спас от уничтожения Спасо-Андроников мона­стырь ➋? Кого архитекторы называют Аввакумом ХХ в. и ангелом-хранителем церковного зодчества? И какой человек считается спасителем, уберёгшим храм Василия Блаженного от сноса, на котором настаивал партийный босс Лазарь Каганович?

Эпоха уничтожения

Речь идёт об одном и том же удивительном человеке - Петре Барановском (1892-1984). Все, кому довелось общаться с ним, поражались его работо­способности, бесстрашию перед высокими чиновниками и беззаветной любви к архитектурным шедеврам. Он трудился круглосуточно, причём в голод­ные 1920-е гг. умудрялся одновременно и читать лекции студентам, и собирать материалы для «Словаря древнерусских зодчих», и ездить в десятки городов, где велась реставрация по его проектам.

При этом он вступал в борьбу за каждый старинный дом Москвы, который хотели ликвидировать власть имущие. «Все исторически и архитектурно ценные дома на улицах Пречистенка и Волхонка устояли благодаря вмешательству Барановского», - признавалась архитектор-реставратор Инесса Казакевич.

Спасо-Андроников мона стырь
Спасо-Андроников мона­стырь. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Для того чтобы спасти хоть часть уничтожаемых культурных ценностей, Пётр Дмитриевич организовал в 1923 г. Музей русской архитектуры в подмо­сковной усадьбе «Коломен­ское» ➌. Усадебные постройки находились к тому моменту в удручающем состоянии, парк вырублен на дрова, а земля занята колхозом «Огородный гигант». Поначалу сотрудников музея было только двое (завхоз и сторож), и реставратор в одиночку свозил туда тысячи экспонатов со всей страны: иконы, церковную утварь, старинные предметы быта. Он умудрился даже доставить в столицу (в разобранном виде) башни Николо-Корельского монастыря, угловую башню Братского острога и домика Петра I из Новодвинской крепости. Одновременно под его началом велась работа по восстановлению самого «Коломенского».​​

Домик Петра I попал в Коломенское из Новодвинской крепости
Домик Петра I попал в «Коломенское» из Новодвинской крепости. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Главный принцип великого мастера был прост и одновременно неимоверно труден: здание следует воссоздавать не «в духе соответствующей эпохи», а в первозданном облике. 1925 годом датируется открытие Барановским нового метода восстановления памятников - путём наращивания сохранившихся «хвостовых частей кирпича». Сегодня этот подход является краеугольным камнем любой грамотной реставрации.

В том же году Барановский начал реставрацию Казанского собора на Красной площади. Как? Очень просто: привязав один конец верёвки к кресту собора, а другой обвязав вокруг пояса, мастер сутками напролёт освобождал древнюю красоту храма от многочисленных переделок. Надо сказать, что за долгое время «верхолазания» он несколько раз падал и жестоко разбивался, но это не останавливало его. Даже в пенсионном возрасте он бесстрашно карабкался по строительным лесам Крутицкого подворья ➍, чтобы обсудить важные нюансы прямо на рабочем месте. 

Покушение на Сталина

Предвоенные годы стали чёрной полосой в жизни архитектора. Осенью 1933 г. он был арестован. Его, честнейшего человека, обвинили в утаивании церковных ценностей при сборе экспонатов для «Коломенского». Следователь Альтман не забыл «пристегнуть» к делу и обязательную по тем временам антисталинскую деятельность. Вот как сам Барановский описывал это страшное для него время: «Со стороны Альтмана были настойчивые обвинения в вымышленных покушениях на жизнь тов. Сталина, в активном участии в политических организациях по свержению советской власти. Всё последующее, то есть 3 года лагерей, меркнет перед кошмарной трагедией допросов, искусного обмана и моральных пыток, испытанных в тюрьме».

Крутицкое подворье Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

По чьему доносу или распоряжению его упекли в лагеря, доподлинно неизвестно. «Поводом мог стать любой его резкий разговор с чиновниками и по поводу По­кровского собора, извест­ного всем как храм Василия Блаженного, - рассказал «АиФ» Николай Романов, главный реставратор Новодевичьего монастыря. - Сам Барановский мне говорил, что накануне ареста его вызвали и сказали: для здания Госплана (сейчас там госдума) нужно убрать реконструированные им палаты Троекурова или дворец Голицына - оба здания в Охотном Ряду. Мол, решайте, какое сносить. Он, конечно, стал доказывать, что это дикость и варварство. Итог - Западно-Сибирский лагерь. Я думаю, что его не расстреляли и выпустили досрочно благодаря заступничеству его близкого друга и соратника Игоря Грабаря, который был не только замечательным художником, но и искусным дипломатом, чьё мнение было важно для кремлёвских обитателей».

Лагерь не сломал великого реставратора.

«По возвращении в 1936-м он спешно начал обмерять, тайно фотографировать из окон Исторического музея и делать чертежи разрушаемого по приказу правительства Казан­ского собора на Красной площади, - вспоминала Ольга Барановская, дочь мастера. - Но чего это стоило отцу - воочию видеть уничтожение отреставрированного им уникального памятника XVII в.! Кроме того, ему ежедневно приходилось ездить к 17 часам отмечаться в милиции по месту жительства в Александров как неблагонадёжному, вернувшемуся из ссылки».

(Только благодаря точным и полным материалам реставратора собор удалось воссоздать в первоначальной красе в 1993-м.)

Панорама Новодевичьего монастыря. 1963 год
Панорама Новодевичьего монастыря. 1963 год. Фото: РИА Новости/ Юрий Абрамочкин

Когда Барановский смог вернуться в Москву, он поселился в коммунальной квартире в Новодевичьем ➎ (монастырь в советское время был чем угодно, но только не монаше­ской обителью) и продолжал восстанавливать церкви, старинные особняки, бороться со сносом памятников. Кстати, именно он написал первый устав Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Самое удивительное в том, что человек, всю жизнь положивший на спасение церковного зодчества, не был верующим. По крайней мере, его никогда не видели молящимся. Скорее всего, он вообще не делил памятники на церковные и мирские, а просто спасал российскую культуру, как всегда до него и после него поступали настоящие подвижники.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах