Несколько лет назад я прилетела в Париж бюджетными авиалиниями. приземлились мы в максимально удалённом от центра аэропорту «Бове». По дороге к Эйфелевой башне я увидела совершенно другую «евростолицу № 1».
Костры прямо на улицах. Сотни, нет, тысячи африканцев и арабов, греющих на этих самых кострах руки и... ножи. Груды мусора, грубость, страх. «Ну да, у нас есть арабские, латинские, китайские кварталы, - спокойно объясняли парижане. - И у вас будут, не обольщайтесь. Надо же «гостям города» где-то жить».
Россия, по некоторым данным, занимает по числу мигрантов второе место в мире, уступая лишь США. Большинство из «понаехавших» оседает в Москве. Означает ли это, что у нас действительно могут появиться этнические кварталы? А может быть, они уже давно существуют, просто мы туда не заходим?
«Сайгон» на «Совёнке»
«Первые компактные поселения нацменьшинств образовались в столице ещё в начале 1990-х, - комментируют специалисты в Институте экономики города. - Жители бывших союзных республик (а потом и «заграничные братья». - Ред.) ехали в столицу для продажи продуктов и ширпотреба, жильё снимали рядом с рынками. Узбеки в этот период закрепились на окраине Северного округа, азербайджанцы «оккупировали» Марьино на юго-востоке, киргизы стали доминировать в Кузьминках. «Китайским кварталом» (к счастью, условным) на какое-то время стало Измайлово - тут оседала минимум половина «поднебесных» гостей Москвы. Угроза появления этнических гетто в те времена в Москве была очень жёсткой». Налицо парадокс. Приезжих в Москве стало сейчас ещё больше, а полноценные этнические кварталы (к счастью для жителей столицы!) так и не «слепились». Почему?
Главное - всё-таки деньги?
«Есть несколько причин отсутствия этнических кварталов в Москве и бесперспективности их появления, - объясняет Ольга Вендина, ведущий сотрудник Института географии РАН. - Жители столицы достаточно толерантны к приезжим, им не нужно замыкаться и держать оборону в своей «маленькой Армении», например. Кроме того, «нацобразования» в Москве характеризуются социальной неоднородностью и... недостаточной внутренней солидарностью». Если в своё время в Париже приезжие алжирцы создавали этнические кварталы, убегая от смены политического режима и оседая там «на постоянное проживание», то для московских мигрантов главное - деньги или повышение социального статуса. Вот, опять же, под Парижем есть практически целиком мигрантский городок Рубо. Как он появился? В первые десятилетия после войны там не было ни воды, ни электричества. Французы там жить не хотели - ну и массово подтянулись приезжие, «свято место пусто не бывает». А у нас нет откровенно «убитых» районов, откуда бегут коренные москвичи.
Впрочем, дело не только в объективных причинах, но и в городской политике. Вспомните, какое-то время назад активно обсуждалась перспектива строительства городков для гастарбайтеров рядом с крупными стройками, по сути, прообразов этнических кварталов. Но после обсуждения с экспертами и москвичами от этой идеи отказались. Ещё один проект - сооружение возле ст. м. «Ботанический сад» гигантского китайского центра и создание вокруг «околокитайской инфраструктуры» тоже заморозили. Почему?
«Практика формирования национальных кварталов на территории столиц ни к чему хорошему не приведёт, - считает столичный градоначальник Сергей Собянин. - Москва - российский город и должна таким оставаться. Не китайским, не таджикским и не узбекским. Мы всегда рады гостям. Россия - многонациональная страна, все национальности и традиции перемешаны. Но выделять их, противопоставлять другим культурам опасно».
Вместо финансирования «зародышей» этнических кварталов в столице теперь выделяют деньги на создание национальных центров и Домов дружбы - для социокультурной адаптации приезжих. А ещё - на ликвидацию «вопиюще криминальных рынков», ведь именно вокруг Черкизона мог сформироваться в своё время первый в столице этнический район, местные жители уже начинали оттуда массово съезжать, чего в Москве никогда не бывало. И не жалеют средств на программу «Безопасный город 2012-2016 гг.», четверть которой посвящена пресечению нарушений миграционного законодательства. Другими словами, городская политика направлена на тотальную адаптацию приезжих и пресечение возможностей для жизни вне правового поля.