К Дню города москвичей познакомят с проектом создания на Шаболовке культурного кластера, который объединит знаменитую башню и памятники конструктивистской эпохи этого района города в единый комплекс. Для этого возле одноимённой станции метро установят информационные стенды. Впрочем, как сложится судьба главного объекта будущего кластера, до сих пор неясно.
Башня раздора
О судьбе башни, находящейся в аварийном состоянии, «АиФ» уже рассказывал в мае этого года. Первый проект её реставрации, подготовленный по заказу ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» (ей в данное время и принадлежит объект), предполагал демонтаж башни и перемещение её на новое место. Это вызвало бурный протест градозащитников, и Минкульт поддержал общественников. А в июле за сохранение Шаболовской башни, по результатам интернет-опроса, проведённого Архитектурным советом столицы, высказалось большинство москвичей.
«Сегодня можно сказать, что принято решение оставить башню на её историческом месте. Разработкой концепции дальнейшего использования будет заниматься та организация, за которой башня будет юридически закреплена после завершения реставрационных работ», — объяснили в пресс-службе Министерства культуры.
Большие планы
Тем временем инициативной группой архитекторов и искусствоведов «Шаболовка» был разработан проект организации «культурного кластера» вокруг башни. Они предлагают объединить в единый комплекс телевышку и памятники конструктивистской архитектуры 1920-1930-х гг., расположенные неподалёку. В их числе первый в Советском Союзе дом-коммуна, универмаг Вячеслава Олтаржевского (специалиста по высотному строительству, первого главного архитектора ВДНХ) и Хавско-Шаболовский жилой комплекс, которому искусствоведы предлагают вернуть утраченную ныне историческую красно-белую раскраску.
По мнению инициативной группы, существующей инфраструктуры будет достаточно для того, чтобы воплотить проект с минимальными денежными затратами.
«Мы показывали наш план главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову и добились принципиального согласия рассмотреть наши предложения», — рассказывает Мария Фадеева, историк архитектуры и выпускница МАрхИ.
Впрочем, прежде чем говорить о культурном кластере, спасти от разрушения необходимо его ключевой объект.
Последним решением Правительства РФ РТРС была обязана самостоятельно провести работы по консервации Шаболовской башни и объявить международный конкурс на проект её реставрации. Но когда это произойдёт, неизвестно — компания воздерживается от каких-либо комментариев на этот счёт.
Тем временем в Российской академии архитектуры и строительных наук уже состоялось первое заседание экспертной группы по обсуждению плана будущих работ.
«Проблема заключается в щелевой коррозии элементов, опоясывающих металлические стержни, из которых сплетена конструкция, — объясняет Галина Шеляпина, сотрудник Центрального научно-исследовательского института строительных металлоконструкций им. Н. П. Мельникова. — Башню не красили более 35 лет, её горизонтальные части, где во время дождя скапливается влага, проржавели и могут стать причиной разрушения. Мы предлагаем объединить в одном процессе реконструкцию и исследование. Таким образом мы сможем последовательно вскрыть каждый из 216 элементов, требующих внимания, и заменить их, не разбирая памятника. В каждом случае учёными будет принято отдельное решение: снять деталь и отправить на оцинковку, оставить как есть или законсервировать».
Время и деньги
В данный момент вопрос упирается главным образом в финансы. Стоимость работ по технологии, предложенной экспертами, может оказаться в разы меньше, чем сметы проектов, подготовленных по заказу РТРС ранее, но в любом случае это будет приличная сумма.
Определить источники финансирования должны профильные ведомства. И Министерство финансов РФ уже вынесло вердикт: денег на реализацию проекта в федеральном бюджете нет. Может, появятся в ближайшее время?
Ведь, чтобы спасти башню, начинать работы нужно немедленно. «Всего на реставрацию уйдёт около полутора лет, но металлические конструкции продолжают разрушаться, — бьёт тревогу Г. Шеляпина. — И... ржавчина не будет нас ждать!»