240 лет назад на Боровицком холме торжественно заложили Большой Кремлёвский дворец, который должен был кардинально изменить облик не только Кремля, но и всей Москвы.
Баженовский «Третий Рим»
Проект нового замка выполнил Василий Баженов, академик Болонской и Петербургской, профессор Римской и Флорентийской академий художеств. Блестяще образованный (учился у лучших архитекторов России - Дмитрия Ухтомского в Москве и Саввы Чевакинского в Петербурге и Франции - Шарля де Вайи), он работал для самого Людовика XVI и имел предложение от французского короля остаться при его дворе.
Новый Кремль «Третьего Рима» должен был, по словам самого автора, посрамить Колизей и египетские пирамиды. При закладке первого камня Баженов провозгласил: «Худовидные грады преображаются». Так он характеризовал средневековую Москву. Однако в 1775 г. по решению императрицы грандиозное строительство остановили. Отчего самодержица была столь привередливой?
Когда Баженов начал строить парадную лестницу, стали проседать вертикальные опоры, усиливающие несущие стены Архангельского собора ➊. Комиссия, созванная из его коллег, не нашла вины архитектора. Тогда проанализировали смету: ступени потянули на 5 млн руб. Екатерина II попеняла зодчему: дескать, на всю войну с Турцией она потратила 9 млн!
Но настоящей причиной охлаждения «матушки» к проекту стало суеверие: хотя она строго велела не трогать древних построек Кремля, Баженов, не смущаясь, снёс всю южную стену с шестью башнями, расчистив территорию под «форум великой империи». Чумной бунт, разразившийся в Москве в 1771 г., и убийство митрополита Амвросия - не Божья ли кара за себялюбивые помыслы царицы? А крестьянская война Пугачёва в 1773-м? Было отчего дать задний ход.
Вскоре после отставки Баженова с поста главного архитектора Экспедиции Кремлёвского строения Екатерина II доверила ему (совместно с помощником Матвеем Казаковым) строительство временных павильонов на Ходынском поле к празднованию заключения с Турцией победного Кючук-Кайнарджийского мира. Почётное и унизительное поручение: не дело это для мастера европейского масштаба - создавать временные сооружения! Однако Ходынка ➋ Баженова и Казакова восхитила императрицу: по водоёму, изображавшему Чёрное море, ходили военные суда и палили из настоящих пушек. Празднество превзошло буйства «потешной флотилии» Петра I.
Нечто подобное императрице захотелось увидеть и в своей новой резиденции Чёрная Грязь, ставшей Царицыном. Но в 1785 г. уже возвышавшиеся над Царицынским прудом симметричные дворцы, спроектированные Баженовым для императрицы и великого князя Павла I, снесли. Гнев вызвали то ли теснота и плохая освещённость помещений, как уверяла сама Екатерина, то ли уравнивание её с нелюбимым сыном. Она унизила зодчего ещё и тем, что новый дворец поручила строить Матвею Казакову, ученику Баженова.
Восьмой день творения
Неудачи Баженова во многом объясняются перепадами в его взаимоотношениях с Екатериной II. Чуткая к искусству, императрица понимала, что нет в России (а может, и в Европе) более одарённого архитектора. Она то ласково называла его Васенькой, отдавала в его руки многомиллионные заказы, то вдруг отстраняла от дел. Это не только било по самолюбию мастера, но порой лишало средств к существованию отца четверых детей.
Но могла быть ещё одна, не столь очевидная причина монаршего гнева. Живя во Франции, Баженов вступил в масонскую ложу «К трём Звёздам», а в России - в «Ложу девяти муз». В соответствии с идеологией масонства член братства вольных каменщиков не просто творил для потомков, но оставлял им исполненное глубокого смысла послание в камне - «застывшую музыку», как назвал архитектуру Гёте, тоже член ложи.
Баженов был истинным масоном: сын дьячка, достигший высот благодаря учёбе и труду, олицетворял собой идею равенства - ключевую для масонства и раздражающую Екатерину II.
В декоре сохранившихся царицынских построек - Большого и Фигурного мостов, Кавалерских корпусов, Хлебного и Оперного домов, Фигурных ворот - масонские символы. Например, лучезарная дельта - расходящиеся веером солнечные лучи (девиз масонов «От тьмы - к свету»), восьмиконечные звёзды (8 - символ восьмого дня творения - вечной жизни), сдвоенные колонны (символ входа в Ковчег Завета в Иерусалимском храме царя Соломона) и пересекающиеся крест-накрест овалы (символ власти, подконтрольной братству).
Масонскую символику можно встретить и на храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (ул. Б. Ордынка, 20) ➌, которую в 1780-х гг. спроектировал Баженов, а восстановил после пожара 1812 г. Осип Бове, тоже масон. Балдахин вместо иконостаса, две колонны перед алтарём, в лепнине - львиные головы (львы якобы охраняли подход к Ковчегу Завета в Иерусалимском храме), шестиконечные звёзды, сцепленные венки и факелы - всё это масонские символы, популярные в архитектуре раннего (французского) классицизма.
Екатерина II опасалась масонов, стремившихся контролировать всех европейских правителей. Страх усиливался тем, что её чадо тоже входило в ложу. Может, члены тайного общества замышляли отстранить императрицу от власти и посадить на престол её сына - потомка законного императора Петра III? Притеснение архитектора и недооценка его заслуг вынудили Баженова уехать в Петербург, где под крылом самого титулованного масона России Павла I, ставшего императором осенью 1796 г., он сделался вице-президентом Академии художеств и первым зодчим нового царя. Вот только жить ему, как и самому Павлу, оставалось совсем чуть-чуть.