После сообщения о проведении референдумов в республиках Донбасса и Херсонской и Запорожской областях о присоединении к Российской Федерации все стали обсуждать политические и военные последствия. Для aif.ru юридические нюансы плебисцита прокомментировал адвокат, председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический поверенный» Константин Трапаидзе:
— ДНР и ЛНР давно пытались интегрироваться в РФ даже на уровне соответствия законов. У них есть в Уголовном кодексе и в некоторых законах отличия от наших, но большая часть пути по приведению их в соответствие пройдена. Кроме того, в Народных Республиках в 2014 году уже проходил референдум о выходе из состава Украины, и, соответственно, сейчас процедура голосования о вхождении в состав РФ понятна и проста. Они давно были на полпути к этому референдуму, хотели его, несколько раз готовились к его проведению.
В Херсонской и Запорожской областях ситуация совершенно иная. Начиная с того, что у них совершенно другое законодательство, административное устройство, а отсюда вытекает много других вещей. Плюс в вопросы для референдума им необходимо сразу закладывать и отделение от Киева, и создание своего государственного образования, которое претендует на вхождение в состав России. Но тем не менее люди там тоже хотят проголосовать и высказать свое мнение.
Сложности есть, эти регионы пока находятся на более раннем этапе пути сближения с Россией, нежели республики Донбасса, но это не нерешаемые вопросы. Тем более что у нас уже есть аналогичный опыт с Крымом и Севастополем. В любом случае и там и там будет какой-то переходный юридический период. Но, думаю, оптимизировать эти вопросы Москва поможет. Это, кстати, не какое-то ноу-хау — даже в России бывают ситуации, когда Госдума уже приняла закон, а потом требуется принять какие-нибудь подзаконные акты или внести поправки в другие законы, чтобы все заработало. Похожая практика есть и в других странах. Такая ситуации вполне в рамках юридического поля, и вопросов даже у международных скептиков быть не может.
После референдумов и в случае положительного голосования Госдумы и Совета Федерации, подписания президентом соответствующего указа произойдет просто гармонизация и оптимизация законодательств новых субъектов с нашим. Я бы здесь вспомнил термин «континентальное право». Раньше мы так называли европейское право, но в свете последних событий в мире, можно сказать, что для этих территорий континентальным правом будет право «большой России».
Нам проводить референдум, чтобы внести поправки в Конституцию, не придется. Вхождение нового субъекта просто приведет к новой редакции Основного закона. Так уже было в 2014-м после вхождения Крыма и Севастополя в состав РФ.
Если эти территории проголосуют за вхождение в Россию и станут новыми субъектами РФ, им не придется сразу проводить выборы. Будут назначены временные администрации на местах. Видимо, их руководители будут в ранге и. о., как это бывает и в других регионах России, когда власть меняется на местах до единого дня голосования.
Кстати, ходят слухи, что одним из и. о. глав новых регионов может стать Сергей Меняйло, у которого уже есть опыт работы в такой переходный период. Политологи любят вспоминать Дмитрия Рогозина, которому также прочат работу в Донбассе. Но у него нет такого уникального административного опыта. Посмотрим после референдумов, кто будет там решать все административные и юридические вопросы интеграции.