Примерное время чтения: 6 минут
5662

Жгут фуры, бьют камнями. Водители ведут бои на границе Украины и Польши

Пробка на границе Польши и Украины.
Пробка на границе Польши и Украины. www.globallookpress.com

В пробке, которая образовалась на границе Польши и Украины из-за забастовки польских водителей, скопилось уже более 2900 грузовиков, сообщает польское издание Rzeczpospolita («Речь Посполитая»). Шоферы, которые уже несколько недель живут в машинах, взялись за камни и канистры с бензином.

Куры, бананы, цветы — без очереди

Протестующие польские перевозчики, недовольные разоряющими их льготами для Украины, пропускают на свою территорию не больше четырех машин в час. Без очереди проезжает только военный и гуманитарный транспорт, а также большегрузы, перевозящие свежие продукты. Корреспонденты польского издания передают с границы, что зеленый свет дают тем, кто едет с курами, бананами, цветами. Протестующие уверяют, что не собираются никого морить голодом. При этом они на всякий случай прячут лица при виде журналистов. Когда все закончится — им надо будет снова ездить по дорогам на Украину, из которой они получают угрозы.

Побили стекла, украли аккумуляторы

Один из польских грузовиков в минувшие сутки забросали камнями. Были разбиты фары и стекла, а заодно украдены аккумуляторы. Другой полуприцеп с польскими номерами оказался и вовсе сожжен дотла украинскими активистами.

Там, где польским компаниям перевозки обходятся в 2,5 тысячи евро, украинские платят 700 евро. Это позволяет им выигрывать конкуренцию за заказы в европейских странах.

Польские дальнобойщики хотят добиться возврата ограничений на лицензии для украинцев, которые были сняты Евросоюзом после начала боевых действий в зоне СВО.

В Министерстве инфраструктуры Польши уже ответили, что Варшава не будет отменять льготы и удовлетворять требования протестующих, ссылаясь на правила ЕС.

Конфликт Польши и Украины многосторонний

Противостояние дальнобойщиков на границе стало не первым экономическим конфликтом между Украиной и Польшей за последние месяцы. До этого интересы стран столкнулись из-за транзита украинского зерна на территорию Евросоюза.

Владимир Зеленский назвал сопротивление Польши «политическим театром» и «зерновым триллером». В ответ представители соседней страны отказались поставлять оружие ВСУ.

По словам старшего научного сотрудника Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимира Оленченко, между Украиной и Польшей развивается большой многоплановый конфликт.

«Я бы назвал его социально-политико-экономическим. Это противостояние происходит не потому, что польские власти просто отстаивают свой интерес. А потому, что местное население, особенно предприниматели из сферы логистики и транспорта, испытывают серьезные проблемы. Политический фактор связан с тем, что в настоящее время в Польше две крупнейшие партии — оппозиционная и проправительственная — разыгрывают „украинскую карту“ в борьбе за лидерство. Политики используют антиукраинские настроения для укрепления своего авторитета внутри страны. Ну и экономически, конечно, существующее положение вещей невыгодно Польше. Украинская сельскохозяйственная продукция отнимает рынок», — объясняет политолог Владимир Оленченко.

Ждут ли Украину в Евросоюзе?

Протест польских водителей распространяется и на другие страны. Словацкие перевозчики из Союза Autodopravcov Slovenska закрыли на час доступ к терминалу под Ужгородом в качестве предупреждения. Они планируют провести ежедневную блокаду на ближайшей неделе и требуют — как и Польские — восстановления равных условий.

По словам политолога Владимира Оленченко, в Европейском союзе практически нет стран, которым было бы выгодно присоединение Украины.

«Вряд ли можно найти уверенных сторонников присоединения Украины среди стран ЕС. Ведущие государства, такие как Германия, Франция, Италия, просто молчат. Восточноевропейские высказываются резче, можно сказать, что у них на языке то, что на уме у западноевропейских. Сами представьте себе, что такое — повесить 25 миллионов человек на бюджет Западной Европы», — говорит Владимир Оленченко aif.ru.

По словам эксперта, идею присоединения Украины к ЕС проталкивают лишь чиновники самого альянса.

«Это американское лобби в Евросоюзе, которое олицетворяют глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Европарламента Жозеп Боррель и глава Европейского совета Шарль Мишель. Страны сопротивляются этому, понимая, что будут иметь дело с дотационной украинской экономикой. Им просто придется платить Украине свои деньги», — говорит политолог.

Антиукраинские настроения уже во Франции

13 ноября стало известно, что Украина подала иски к соседним Польше, Венгрии и Словакии в ВТО (Всемирную торговую организацию) в связи с их запретом на импорт украинской агропродукции. Ранее действовал общий запрет Еврокомиссии, действие которого прекратилось 15 сентября. После этого три страны установили барьеры самостоятельно, сославшись на риски для своих фермеров.

Антиукраинские голоса раздаются даже во Франции. В одной из крупнейших стран Евросоюза осенью потребовали ограничить поставки украинских кур.

Сразу два депутата Национального собрания Франции обратились к правительству с требованием ввести ограничение на импорт куриного мяса из Украины.

Приостановка таможенных пошлин и квот на украинскую курицу приводит к трагическим последствиям для французского птицеводства, считают парламентарии Фабьен ди Филиппо и Флоранс Гуле.

Письма депутатов, с которыми ознакомился aif.ru, адресованы министру сельского хозяйства и продовольственного суверенитета Марку Фено.

«Если до военного конфликта украинская птица должна была соблюдать квоту в 90 000 тонн, то в период с июня 2022 года по июнь 2023-го импорт составил порядка 220 000 тонн из-за освобождения от квот и таможенных пошлин на птицу. Столь резкое увеличение импорта усугубляет ситуацию в отрасли», — пишет Флоранс Гуле.

По ее словам, это привело к экономическим потерям на сумму около 1,1 миллиарда евро и в результате — к разрушению всего сектора во Франции.

Импорт курятины обеспечивают такие крупные промышленные предприятия, как украинская МХП (Мироновский хлебопродукт), которая выращивают птицу в инкубаторах. Гуле отмечает, что такое мясо не соответствует высоким стандартам качества.

По словам депутата Фабьен ди Филиппо, украинская курица особенно расстраивает французских заводчиков, так как Украина не подпадает под квоты, в отличие от Бразилии и Таиланда.

При этом объемы поставок украинской курицы во Францию даже не поддаются подсчету, так как она может попадать в страну через фабрики Бельгии, Польши или Нидерландов, которые не обязаны указывать изначальное происхождение своего мяса.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах