За инцидентами, происшедшими во время крупнейших учений НАТО Trident Juncture, стоит Россия. Такой вывод можно сделать из заявления премьер-министра Финляндии Юха Сипиля.
Финский премьер и система GPS
В интервью телекомпания Yle глава правительства Финляндии предположил, что Москва может стоять за нарушениями функционирования системы GPS, имевших место во время маневров.
«Возможно, что за подобными нарушениями стоит Россия», — отметил Сипиля. При этом политик не привел никаких конкретных доказательств, и уточнил, что расследование еще не завершено.
Несмотря на это, премьер-министр Финляндии назвал предполагаемые действия России «посланием» все участникам учений.
Сбой в работе GPS имел место в ряде районов Финляндии 6-7 ноября, о чем местный центр аэронавигации извещал пилотов, совершающих полеты в регионе. При этом еще раз стоит подчеркнуть — никаких доказательств «российского следа» предъявлено не было.
Большие учения — большие проблемы
Учения НАТО Trident Juncture 2018 («Единый трезубец-2018») были проведены у берегов Норвегии с 25 октября по 7 ноября. В учениях приняли участие более 45 тыс. военнослужащих из 31 страны, 250 самолетов, 65 кораблей, а также свыше 10 тысяч единиц боевой техники. Согласно легенде учений, объединенные силы ведут оборону от вымышленного государства Муринус. Проводилась отработка нанесения ударов с воздуха, переброска войск по морю, а также высадка десанта.
Крупнейшими контингентами, задействованными в учениях, оказались силы США (18 500 человек), Германии (9000 человек) и Норвегии (6800 человек). По словам главы НАТО Йенса Столтенберга, учения не направлены против конкретной страны, но посылают сигнал, что «НАТО готово и способно защитить всех союзников от любой угрозы».
Четверо военнослужащих Швеции оказались в больнице с различными травмами после того, как их автомобиль врезался в танк союзников.
«Экипаж не принимал мер»: кто угробил норвежский фрегат?
Но крупнейшим ЧП стало столкновение норвежского фрегата «Хельге Ингстад» с греческим танкером «ТС Сола». Военный корабль, следовавший на базу после окончания учений, шел наперерез танкеру с выключенным транспондером. Из-за полученных повреждений фрегат стоимость в 650 миллионов долларов оказался под угрозой затопления. В итоге экипажу пришлось посадить «Хельге Ингстад» на мель, дабы сохранить шансы на его спасение.
При этом повреждения, полученные фрегатом, таковы, что вопрос о том, подлежит ли судно ремонту, остается открытым.
Почти сразу после происшествия в ряде СМИ Норвегии появились конспирологические теории о том, что за аварией могут стоять «русские хакеры».
Впрочем, в отличие от финнов, в Норвегии за эту версию, по крайней мере пока, официальные лица не ухватились. Дело в том, что имеющиеся сведения указывают не на хакеров, а на разгильдяйство экипажа. Так, стало известно, что экипаж «Хельге Ингстад» несколько раз был проинформирован об опасном сближении с танкером. При этом военным морякам прямо указывалось, в каком направлении можно совершить безопасный маневр.
«Экипаж не предпринимал необходимых мер для недопущения столкновения. На корабле не было чёткого понимания оперативной обстановки в той акватории, в которой «Хельге Ингстад» находился. «ТС Сола» несколько раз сообщал «Ингстаду», также дублируя сигналы об опасном сближении береговым службам», — гласит предварительный отчет комиссии по расследованию ЧП.
В командовании ВМС Норвегии скупы на комментарии. Оно и понятно — кому-то из-за случившегося придется попрощаться с высокими должностями.
Мода на заявления о «российском вмешательстве» началась в США после президентских выборов 2016 года. С тех пор поиски «российского следа» в любых происшествиях в странах Запада не прекращаются. Кажется, теперь это стало универсальным средство для ухода от ответственности за собственные ошибки.