«Воздушный мост» закрыт
С нуля часов 25 октября 2015 года Российская Федерация и Украина закрыли воздушное сообщение между собой.
Этому событию предшествовало новое обострение отношений между двумя странами, которое началось в сентябре 2015 года. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк на заседании правительства выразил возмущение, что самолёты с российскими триколорами до сих пор присутствуют в украинских аэропортах, и объявил о запрете полётов на Украину для крупнейших авиакомпаний России.
В правительстве России подобные меры назвали «безумием», однако отреагировали «зеркальными» мерами против украинских авиаперевозчиков.
12 октября Министерство транспорта России получило уведомление Государственной авиационной службы Украины о полном прекращении воздушного сообщения между Украиной и Россией с 25 октября. В свою очередь, Федеральное агентство воздушного транспорта направило авиакомпаниям Украины уведомления о запрете полётов в Россию с 25 октября.
23 октября представители РФ и Украины встретились для того, чтобы обсудить возможности сохранения «воздушного моста» между двумя странами.
Москва предложила Киеву отменить ограничения на прямое воздушное сообщение и на транзит для российских и украинских авиакомпаний. Украина, со своей стороны, предложила рассмотреть вопросы снятия взаимных ограничений исключительно на транзитные полёты.
Взаимопонимания сторонам достичь не удалось, и прекращение авиасообщения между двумя странами стало реальностью. 24 октября в 22:05 из московского аэропорта «Домодедово» в Киев улетел последний рейс. Или, как принято говорить в авиации, крайний — ведь надежда на то, что остановка авиасообщения не будет долгой, по-прежнему сохраняется.
«Пока альтернатива есть — поезд. Весело будет, когда закроют и железную дорогу»
И украинские, и российские эксперты соглашались с тем, что больше всех от новых ограничений пострадают простые граждане, отправляющиеся к родным или совершающие деловые поездки. В первую очередь, речь идёт о гражданах Украины, которые в 2014–2015 годах составляли около 70 процентов от общего числа тех, кто летал из России на Украину и в обратном направлении.
АиФ.ru изучил сообщения украинских интернет-пользователей, чтобы понять, как жители Незалежной отреагировали на новые ограничения.
Поскольку информация о возможном прекращении авиасообщения между двумя странами появилась ещё в сентябре, шоком для украинцев остановка полётов не стала. Те, кто часто летал в Россию, ещё в сентябре активно обменивались друг с другом новыми маршрутами.
«Из Москвы лететь 3 декабря, и нужно же будет как-то в эту Москву добираться. Пока альтернатива есть — поезд (дороже, дольше, но пока есть) и бла-бла-кар. Последний может задерживаться на границе по 12 часов. То есть выехать нужно ещё за сутки раньше, на всякий случай. Весело будет, когда закроют и жд-сообщение, а могут ведь. Лететь через Минск дешевле всего на сегодняшний день, вдруг кто ищет», — делилась своими соображениями о ситуации жительница Киева на одном из популярных форумов.
Большинство украинских интернет-пользователей уповали на авиакомпании других стран, в частности, на белорусскую «Белавиа», а также на железнодорожный транспорт, сходясь при этом во мнении, что теперь ездить в Россию станет дороже и неудобнее.
В то, что стороны смогут договориться и отменить ограничения, мало кто верил, равно как и в возможность того, что кому-то всё-таки разрешать летать.
«Судя по всему, на линиях Россия – Украина никто пока летать не будет. И нечего тут фантазии выдумлять», — высказывал своё мнение харьковчанин по имени Александр.
«Я наложила персональное эмбарго на русские авиакомпании»
Готовность украинцев к худшему привела к тому, что наступивший «час икс» для людей, непосредственно заинтересованных, прошёл практически незаметно.
Зато сразу после того, как отмена авиасообщения стала реальностью, оживились политически активные граждане.
«Воздушное пространство и блокаду Крыма надо было в феврале прошлого года ещё делать, когда зелёные человечки бегали по Симферопольскому аэропорту», — гневно пишет украинец под ником Oleg Gaponov.
«Невозможно остановить гибридную российскую войну против Украины гибридной защитой. Я уже почти как два года наложила моё персональное эмбарго на русские авиакомпании», — сообщает о личной победе некто Tatjyana Krasnogorova.
«Как же теперь проверять мужчин на серьёзность отношений?»
Не все, однако, настроены столь воинственно. «Девочки, как же теперь проверять мужчин на серьёзность отношений? Ведь шопинг в ЦУМе и ГУМе — это ж был железобетонный показатель, не каждый выживал при виде ценника уже на первых этажах… Эх! А вообще, действительно не смешно, и все эти бессмысленные потуги кому-то что-то доказать надоели. Надеюсь, что договорятся…» — сетует жительница Украины, которой, очевидно, не слишком близки политические страсти.
Надежды эти, возможно, небеспочвенны. Многие эксперты связывали эскалацию украинской стороной конфликта вокруг авиаперевозок с местными выборами, которые прошли на Украине 25 октября. Возможно, теперь киевский режим, которому более нет нужды пытаться собрать голоса радикально настроенного электората, поменяет свою позицию.