Примерное время чтения: 3 минуты
4985

Вертолеты преткновения. Как Россия наказала страны НАТО за работу на ВСУ?

Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
Вертолёт Ми-8АМТ (экспортный вариант Ми-171Е) с символикой ООН.
Вертолёт Ми-8АМТ (экспортный вариант Ми-171Е) с символикой ООН. Commons.wikimedia.org

Россия отзывает разрешения на капремонт и техническое обслуживание вертолетов типа «Ми», которое в свое время было выдано трем предприятиям из Болгарии и Чехии. Об этом сообщил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) Дмитрий Шугаев. Но, позвольте, откуда у стран, давно входящих в блок НАТО, вообще взялось подобное разрешение?

Показательная порка

«Все очень просто, — пояснил ситуацию для aif.ru военный эксперт Игорь Коротченко, глава Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). — Эти лицензии были предоставлены предприятиям в 90-е годы, когда Россия активно продавала вертолеты — в основном, Ми-17 (экспортная версия знаменитого Ми-8), — в том числе странам НАТО. Болгария и Чехословакия использовали эти машины еще со времен членства в Организации Варшавского договора, как, впрочем, и Венгрия, и Польша, и Словакия, которые также состоят в НАТО. Соответственно, эти страны имели лицензированные российской стороной сервисные центры, в которые осуществлялся экспорт аутентичных запчастей и прочих расходных материалов. Короче говоря, до самого недавнего времени на этих трех заводах в Болгарии и Чехии все было примерно как на любом авторизованном автосервисе: пригнал вертолет — получил качественное техобслуживание.

Теперь мы эти лицензии отозвали. Конечно, во многом это жест символический. Понятно, что как они чинили российские вертолеты, так и будут этим заниматься впредь. Но для тех европейских стран, в которых рассматривалась возможность проведения работ по своим машинам именно на этих заводах, теперь будет повод задуматься, а не сменить ли «автосервис».

Нарушители конвенции

Что имеется в виду? Раньше любая деталь, которую меняли на этих заводах, совершенно точно была «родной». Снабжение запчастями и расходными материалами входит в подобные лицензионные соглашения. Теперь этого больше не будет. Разумеется, российские вертолеты в мире весьма популярны из-за своего качества и сравнительной дешевизны. Увы, к этому прилагается «черный» и «серый» рынки деталей, часть которых снята с отживших свой срок вертолетов, а часть является откровенным контрафактом.

Решение ФСВТС об отзыве лицензий является политическим. Тем не менее, практическое значение оно тоже имеет. Тем самым наша страна снимает с себя всякую ответственность за то, что эти три завода будут делать в дальнейшем. Впрочем, вряд ли это станет серьезным препятствием для ряда эксплуатантов. Тут каждый решает за себя, но г-н Шугаев всех честно предупредил.

ФВТС, к сожалению, далеко не всегда имеет возможность обходиться с «нарушителями конвенции» столь решительно. Например: практически всегда при продаже оружия в наши дни между продавцом и приобретателем заключаются так называемые соглашения конечного пользователя с выдачей соответствующего сертификата. Эти документы подразумевают, что без разрешения страны-продавца страна-покупатель вооружений не имеет права передавать их третьим странам. Это положение было грубейшим образом нарушено США при поставке на Украину российских вертолетов Ми-17 в этом году.

История такова: несколько лет назад 20 вертолетов были законтрактованы Пентагоном для ВВС Афганистана. Однако до свержения проамериканского режима в Кабуле запрещенным у нас «Талибаном» Ми-17 поставить не успели. Вскоре после начала спецоперации вертолеты передали в Воздушные силы Украины. Теперь та часть из них, которую не успели сбить российские средства ПВО, воюет против страны, которая их произвела на свет. Увы, в мире вооружений такое случается сплошь и рядом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах