Украина «не мытьем, так катаньем», но все же выбила для себя истребители F-16. Власти западных стран приняли решение о передаче партии этих самолетов «незалежной» и обучении ее летчиков. Правда, не сейчас, а спустя какое-то время, мотивируя это тем, что и пилотов нужно переучить, и аэродромы переоборудовать, и запчасти поставить. Чем в перспективе могут помочь эти истребители украинской армии?
Что за птица Fighting Falkon?
«Боевой сокол» — такое прозвище своему детищу дали американцы в далеком 1974 году. Бесславная вьетнамская война, когда их самолеты становились жертвами «древних» МиГ-21, заставила пересмотреть подходы к задачам авиации на поле боя. Господство в воздухе должен был завоевать маневренный, технологичный и в меру дешевый истребитель. Им стал одномоторный F-16. Машина на момент ее создания получилась новаторская: бортовой компьютер в разы упростил работу пилота, имея доступ ко всем органам управления, он производит расчеты и помогает летчику справиться с самолетом.
F-16 по своим задачам является ближним истребителем, но развитие ракетных вооружений класса «воздух — воздух», работающих по схеме «выстрелил и забыл», существенно повысило его боевые характеристики. Кроме того, на нем может быть размещен весьма широкий спектр вооружения: ракеты «воздух — земля», управляемые и обычные «глупые» бомбы, блоки с неуправляемыми ракетами. Все это в сочетании с лазерным прицелом и эффективной системой управления делает F-16 грозной многоцелевой машиной на поле боя. Но везде есть свое «но». С достойным противником американские «соколы» ни разу не сталкивались, хотя имеют обширный послужной список участия в войнах по всему миру.
Властелины неба или...
Впервые «боевые соколы» отметились в 1982 году в очередной арабо-израильской войне. На долю F-16 пришлась едва ли не половина всех сбитых летательных аппаратов противника: 43 самолета и 1 вертолет. Цифра впечатляющая. Но противостояли израильским летчикам устаревшие МиГ-21 и Миг-23 под управлением сирийских пилотов.
Затем афгано-пакистанский конфликт, подавление путча в Венесуэле, война на Балканах, индо-пакистанский инцидент, гражданская война в Сирии. Отдельно в этой череде конфликтов стоит война в Персидском заливе. Операция «Буря в пустыне» должна была показать изумленному человечеству, как США видят войну 21 века. Авиационная армада западной коалиции из 2600 боевых самолетов, 1955 вертолетов, не считая транспортников и новомодных беспилотников, закрыла небо Ирака. Несмотря на количество и технические диковинки, коалиционные авиационные силы не смогли выполнить заявленных задач.
Оказалось, что техническое превосходство — это еще далеко не все. Случай, конечно, не типичный, хотя и показательный, но F-16 и здесь «засветился»: ему на хвост сел иракский МиГ-25, который гонял его до тех пор, пока не подоспела подмога. Иракский самолет совместными усилиями сбили, но... МиГ-25 принадлежит к третьему поколению боевых самолетов, а F-16 — четвертое... Вообще в той войне потери «соколов» составили 14 единиц: 6 сбиты ЗРК, 1 в воздушном бою, 7 безвозвратно потеряны по «техническим» причинам.
Что день грядущий им готовит?
Поставка F-16 Украине, анонсированная западной коалицией, может сыграть с ней злую, если даже не фатальную шутку. Причин тому несколько. Во-первых, хоть «боевой сокол» машина не первой свежести и в какой модификации он будет передан украинским ВВС, неизвестно, но это грозная высокотехнологичная боевая машина, которая требует качественного наземного обслуживания. Давайте подготовку летчиков оставим за скобками, сделаем вид, что они уже готовы, хотя и это под большим вопросом. Но технари, они-то где? А ведь наземное обслуживание — это целый комплекс технических мероприятий, предполетный и послеполетный регламент, который должны выполнять грамотные, высококвалифицированные специалисты. Есть такие кадры в украинских ВВС? Нет. Конечно, можно предположить, что обслуживать самолеты будут натовские авиатехники из числа «отставников». Найдутся ли желающие в достаточном количестве — опять вопрос.
Далее по списку идет аэродромная инфраструктура: взлетно-посадочные полосы, склады запчастей, вооружений, боеприпасов, топлива, РЛС. А размещение украинских F-16 для последующей боевой работы в зоне СВО на аэродромах сопредельных государств делает эти площадки законной целью для наших средств поражения. В общем, вопросов «воз и маленькая тележка», а времени для их решения у Зеленского уже нет.
Мне сверху видно всё
И не забывайте, что все военные объекты Украины находятся под постоянным прицелом российских средств поражения. Российские ПВО «затачивались» под уничтожение самолетов и ракет НАТО. Куда прилетит «Кинжал», известно нашему оборонному ведомству, а противнику «сие не ведомо». А боевой самолет не иголка, его в стоге сена не спрячешь. Тем более что речь идет о почти семидесяти единицах техники.
Не нужно сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что Россия еще не задействовала весь свой боевой авиационный ресурс. Семьдесят натовских самолетов — это просто капля в море по сравнению с количеством только истребительной авиации в российских ВКС.
Итог западной «соколиной» авантюры один. Все F-16 будут уничтожены — как в воздухе, так и на земле.