В истории Германии XX века был период, известный под названием «Веймарская республика». Он определяет государство, существовавшее на немецких землях в период с 1918 по 1933 год.
15 лет перед Гитлером
Германия, пережившая поражение в Первой мировой войне и крах империи, судорожно пыталась вновь обрести себя в условиях жесточайших ограничений, наложенных на нее державами-победительницами.
После нескольких лет хаоса и нестабильности наступили «Золотые двадцатые», когда страна, благодаря инвестициям США, смогла встать на ноги. Что, впрочем, никак не отменяло внутренних противоречий, которые сильно обострились на фоне начавшегося в 1929 году мирового экономического кризиса, известного как «Великая депрессия».
Крах рынков вновь вернул крайнюю бедность, на фоне которой взыграли старые обиды на Версальско-Вашингтонскую систему, поставившую Германию в униженное положение.
Итогом этих процессов стал приход к власти НСДАП во главе с Гитлером, что обернулось трагедией как для Германии, так и для всего мира.
Транспортный коллапс
90 лет спустя процессы, происходящие в современной Германии, заставляют с тревогой вглядываться в прошлое, узнавая знакомые черты.
27 марта 2023 года Германия пережила крупнейшую забастовку транспортников за последние три десятка лет. По призыву профсоюза Verdi и железнодорожно-транспортного союза EVG на работу не вышли свыше 350 000 сотрудников транспортной сферы.
Движение общественного и пригородного транспорта было остановлено почти полностью, в аэропортах отменили 600 рейсов.
Несмотря на то, что забастовка позиционировалась как «предупредительная», немецкие СМИ признают, что ее влияние весьма серьезно, и последствия будут ощущаться в течение длительного времени.
Эксперт Frankfurter Allgemeine Zeitung Джаспер Альтенбокум призывает готовиться к худшему: «Забастовка выглядит как шторм, но на самом деле это всего лишь затишье перед бурей».
«Высокая инфляция и шоковый скачок цен»
Транспортников обвиняют в эгоизме, указывая на то, что своими масштабными действиями они готовы парализовать всю страну. Профсоюзные боссы возражают — иных вариантов воздействия на правительство у них просто не осталось.
Verdi добивается повышения ежемесячной заработной платы на 10,5%, а EVG — на 12%.
Как отмечают защитники прав рабочих, транспортники «страдают от высокой инфляции... и шокового скачка цен».
Главная проблема заключается в том, что данная ситуация — лишь звено в цепи общих проблем. Чтобы увеличить зарплаты транспортников, необходимо будет поднимать и тарифы. Глава Немецкого союза городов и общин Герд Ландсберг заявляет, что дефицит средств немецких муниципалитетов составляет 43 млрд евро.
Минфин хочет отдать миллиарды ВСУ
Несмотря на бравурные заявления канцлера Олафа Шольца о том, что Германия избавилась от зависимости от российского газа, плата за это оказалась крайне тяжелой. Стремительный рост тарифов вызвал неизбежный рост цен и, как следствие, снижение покупательной способности граждан. Экономика Германии, понесшая тяжелые потери от пандемии, на антироссийской волне вошла в кризисное состояние, которое усугубляется желанием производителей перебраться за океан.
Пока немцы обсуждали последствия забастовки транспортников, журнал Der Spiegel сообщил, что в бюджетную комиссию бундестага поступило письмо заместителя статс-секретаря при Министерстве финансов ФРГ Флориана Тонкара с просьбой значительно увеличить помощь Украине на военные нужды уже в текущем году — с 1 млрд евро до 5,4 млрд. Всего же в ближайшие годы на военные нужды ВСУ Германия намерена потратить 15 млрд евро.
Все это происходит на фоне призывов Шольца к немцам проявлять еще большую солидарность с Украиной.
Можно констатировать, что правящий класс Германии сейчас куда больше интересует поставка «Леопардов» для участия в боях против русских, нежели финансовые трудности немецких рабочих.
Доктрина Бербок
Глава МИД Германии Анналена Бербок осенью 2022 года заявила: «Если я пообещала народу Украины, что „мы будем с вами столько, сколько вам будет нужно“, я хочу сдержать это обещание. Неважно, что думают мои немецкие избиратели, я хочу сдержать обещание народу Украины».
Сегодня можно констатировать — это не неудачное заявление, а обдуманный курс. Германия в ущерб своим экономическим интересам и благосостоянию граждан все глубже влезает в украинский кризис, тратя на танки и снаряды ВСУ деньги, которых остро не хватает самим немцам.
Подобное положение вещей возвращает немцев во времена Веймарской республики, когда политика Германии в значительной степени была зависима от внешних факторов. Если тогда положение «жандармов» занимали Великобритания и Франция, то теперь в этой роли Соединенные Штаты.
Как и в первой половине XX века, все это ведет к порождению реваншистских настроений и росту радикализма.
Тень с усиками
Разгоняя военный маховик, Шольц усиливает позиции тех, кто готов «таскать каштаны из огня», но не для Зеленского, а во славу «арийского духа».
Разбуженные немецкие обиды на фоне утраты стабильности и благополучия способны подарить миру реинкарнацию австрийского художника-вегетарианца. В конце концов, нацизм на территории Украины Шольц де-факто легализовал. Следующий шаг может оказаться куда как проще.