Примерное время чтения: 9 минут
19958

Украина обманывает Европу

Вадим Самодуров.
Вадим Самодуров. Из личного архива

Вадим Самодуров, политолог, учредитель Агентства стратегических коммуникаций

Выбор пути развития страны определяется не только и не столько амбициями тех или иных политических лидеров или народов, её населяющих, но, в первую очередь, готовностью соответствовать современным правилам, стандартам и способностью меняться, исходя из этих новых, более высоких требований. Тут, конечно, уместно вспомнить роман братьев Стругацких «Трудно быть богом» и все те «развилки», через которые проходят жители мрачной утопии, изображённой фантастами. Но напрашиваются и более простые и понятные ассоциации и аналогии, например, про свиное рыло и калашный ряд…

Украина, как известно, хочет в ЕС. Это даже уже не просто «великая украинская мечта», а одержимость, возведённая в ранг национальной идеи. Ради этого и затевался Майдан — так это преподносится украинскому народу. Как говаривала незабвенная Юлия Владимировна Тимошенко: «Европейский выбор Украины — это выбор новых принципов и ценностей, пробуждение гордости и достоинства человека».

Европейские политики, правда, исходят из совершенно другой логики и других соображений. Их лозунгами не накормишь. 31 марта премьер-министр Нидерландов выступил против вступления Украины в ЕС. Марк Рютте жёстко заявил, что Соглашение об ассоциации Украины и ЕС не гарантирует Киеву членства в альянсе. Заявление это было сделано не просто так, а в связи с референдумом относительно Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, который должен состояться в Нидерландах 6 апреля. «Мы считаем, что Украина должна иметь хорошие отношения и с Европой, и с Россией. Однако это будет невозможно, если Украина будет являться членом ЕС», — заявил Рютте. Такой вот осторожный и прагматичный подход, совершенно с мечтами не сочетающийся. Пока большинство голландцев против не то что членства Украины в ЕС, а даже этой самой пресловутой ассоциации.

Впрочем, загадывать что-то и предсказывать итоги предстоящего референдума — затея неблагодарная и глупая. Поживём — увидим.

Гораздо более интересной представляется тема соответствия Украины европейским реалиям и тем требованиям, которые диктует желанный статус.

Киевские мечтатели, видимо, не понимают, что ЕС — это прежде всего выполнение договоров и исполнение процедур. В ходе этих процедур Украина должна не просто продемонстрировать свою состоятельность как государства, но и твёрдо обосновать своё право быть частью Европы. А именно с этим у Незалежной имеются серьёзные проблемы. На пути Украины в светлое европейское будущее, в частности, может встать препятствие в лице Венецианской комиссии.

Венецианская комиссия (официальное название — Европейская комиссия за демократию через право) — консультативный орган Европы по конституционному праву, в чьи задачи входит проверка соответствия национальных законов европейским стандартам, выраженным в так называемых Копенгагенских критериях, и вынесение заключения. На основе этих заключений иные европейские инстанции (Европейский совет и Европейская комиссия) принимают решения о вступлении страны в ЕС.

Так вот, Украина с Венецианской комиссией, мягко скажем, не в ладах.

Начнём с закона о люстрации — так называемого закона «Об очищении власти», принятого на Украине в августе 2014 года. В декабре того же года Венецианская комиссия призвала Украину изменить нормы закона ввиду их неправовой природы. В качестве основания для люстрации, указывали члены комиссии, не должны использоваться партийная принадлежность, идеология и политические причины, так как это не соответствует принципам правового государства. По факту, принятый на Украине закон стал орудием мести представителям оппозиции и политикам, бывшим у власти до переворота. Особый размах приобрела «мусорная» люстрация — деятельность активистов по преследованию и унижению лояльных прежнему режиму. Нет смысла доказывать, что «люстрация» по-украински проводилась без суда и следствия. Вина люстрируемых должна быть доказана, а не основана лишь на принадлежности к государственным служащим эпохи Януковича — настаивает председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио. Но в Киеве на него внимания не обращают, хотя глава комиссии выказывает всё больше и больше нетерпения. Украинские власти обещали доработать закон ещё до марта 2015 года, но это обещание так и не было выполнено.

Похожая ситуация сложилась и в отношении закона «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики». Венецианская комиссия призвала точнее определить термин «пропаганда» — таким образом, чтобы его понимание в украинском законодательстве не было аналогом «простого выражения мыслей или идей». По мнению комиссии, наказание должно быть лишь за действия, которые действительно несут угрозу обществу. А обычная демонстрация запрещённой символики или названия не должна приводить к тюремному заключению. На Украине к этим нормам не прислушиваются — Компартия с декабря 2015 года запрещена. Особое недоумение экспертов вызывают двойные стандарты, проявляющиеся в правоприменении принятого на Украине закона. «Осуждение тоталитарных режимов» выразилось почему-то именно в декоммунизации, но никак не коснулось национал-социалистической идеологии и пропаганды. Даже наоборот — фашистские марши в Киеве стали обычным делом.

Впрочем, вопросы идеологии — дело тонкое. В трактовке современных украинских идеологов и дивизия СС «Галичина» была не карательным фашистским формированием, а важной частью национально-освободительного движения.

У Венецианской комиссии могут возникнуть и другие вопросы к Украине. Один из них касается такой процедуры, как проведение выборов. Мониторинговый комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы неоднократно выражал обеспокоенность ситуацией с выборами на Украине. Речь идёт, в частности, о принятом законе, который разрешает исключать кандидатов из списков партий после проведения выборов. Мнение ПАСЕ по этому вопросу категоричное и принципиальное: «Изменение избирательных списков после выборов противоречит европейским стандартам». Однако Украина до сих пор не выполнила рекомендаций и резолюций ПАСЕ и Венецианской комиссии по этому вопросу — закон не изменён. 

Благим пожеланием осталась и рекомендация ПАСЕ относительно принятия единого Избирательного кодекса. Эта рекомендация содержится в резолюции ПАСЕ от 9 апреля 2014 года, которая называется «Последние события на Украине: угрозы для функционирования демократических институтов». Нынешняя украинская власть даже не приступила к подготовке этого документа. По крайней мере, до сих пор не были озвучены и представлены ни тезисы проекта Избирательного кодекса, ни ориентировочные сроки возможного принятия этого акта, без которого любые «планы» по вступлению в ЕС — не более чем праздные фантазии.

Не меньше вопросов к Украине от европейских институтов может возникнуть и по другим обязательным пунктам «кодекса» цивилизованных европейских стран. Та же самая резолюция ПАСЕ от 9 апреля 2014 года предусматривает необходимость проведения реформы судебной системы, а также децентрализации власти, в том числе укрепления местных и региональных властей. По мнению Парламентской ассамблеи Совета Европы, эти реформы должны быть рассмотрены и реализованы в срочном порядке. Но за 2 года, прошедшие с момента принятия этой резолюции, украинские власти не продвинулись ни на шаг в решении данных вопросов.

Перечень претензий, которые уже имеются у Венецианской комиссии и ПАСЕ к Украине, касается не только упомянутых моментов. Украина не выполнила требования ПАСЕ по реформе судебной системы. Согласно докладу Комитета по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ, на Украине не решена проблема независимости и беспристрастности судей. Важнейшим условием для устранения этой проблемы является реформа конституции с целью реструктуризации судебной системы. Но призывы ПАСЕ к украинским властям ускорить проведение конституционной реформы в Киеве не были услышаны. Не реализованы на Украине и требования европейских институтов по борьбе с коррупцией. По последнему пункту посол ЕС на Украине Ян Томбинский прямо высказался в феврале 2016 года: «Я не могу объяснить, почему Национальное агентство по предупреждению коррупции не могло быть создано за 8 месяцев. Это вопрос политической воли. Нет технических условий, которые позволяли это сделать». Все перечисленные претензии зафиксированы в официальных документах Венецианской комиссии и ПАСЕ.

Можно как угодно относиться к мечтам Украины о «европейском выборе». Но даже поверхностный анализ тех требований и стандартов, которые предъявляет Европа к потенциальным членам и партнёрам ЕС, приводит к неутешительному выводу, что «евровыбор» Украины — самый дешёвый способ, выбранный нынешней властью, чтобы «накормить» народ обещаниями. По формальным признакам у Украины в её нынешнем состоянии шансов стать частью Европы не больше, чем у Демократической Республики Конго. И есть основания считать, что уже после 7 апреля, когда будут подведены итоги проводимого в Нидерландах референдума по вопросу об ассоциации Украины в ЕС, Венецианская комиссия и ПАСЕ будут вынуждены ткнуть Украину носом в те дефекты и изъяны, с которыми в Евросоюз путь заказан.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах