Министерство транспорта Турции намерено с 1 декабря требовать подтверждения страховки у каждого танкера, пересекающего проливы Босфор и Дарданеллы, пишет агентство Bloomberg.
Европейское эмбарго на российскую нефть вступает в силу 5 декабря, после этой даты любой крупный международный страховщик выдаст полис только при условии, что перевозимая партия нефти продана по цене, не превышающей предельного значения, установленного западными странами. Но российские власти неоднократно заявляли, что не будут продавать нефть в страны, поддерживающие потолок цен.
Как считает независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, нужно дождаться деталей решения турецких властей и лишь потом делать выводы.
«Турция не конкретизировала, примет ли она гарантии российских страховщиков или ее устроят только западные. Если полисы наших компаний будут приниматься, то больших сложностей не будет. Кроме того, турки большие мастера вести двойные игры. Они могут, например, согласиться на российских страховщиков, но при этом потребовать дополнительную плату за риск. Кроме того, вопрос со страховкой может быть связан с желанием Турции попробовать поторговать российской нефтью. За первые восемь месяцев в среднем они импортировали из РФ примерно 200 тыс. баррелей в сутки, за такой же период 2021 года эта цифра в среднем была в два раза меньше, около 100 тыс. баррелей в сутки. Возможно, требуя страховки, турки хотят нарастить импорт нашей нефти для дальнейшей перепродажи», – пояснил эксперт.
Через Черное море Россия экспортирует 610-650 тыс. баррелей в сутки, в основном в европейские страны, Индию и саму Турцию. Если Анкара будет настаивать на страховке западных компаний, то этот экспортный поток будет поставлен под угрозу. По словам Хазанова, придется либо сокращать нефтяную добычу, либо продавать черное золото не выше установленного потолка цен.
«Если реализуется наихудший сценарий, то это будет обозначать падение нашего экспорта и резкий рост нефтяных цен в мире, ведь российские власти уже отказались продавать нефть по дискриминирующим ценам. Но у Турции большие деловые интересы в нашей стране – это и газ, и туризм, и зерно, и многое другое. Поэтому Анкаре тоже не с руки чрезмерно обострять отношения с нами», – считает экономист.