Перед открытием 14 июля в Англии крупнейшего авиасалона «Фарнборо-2014» выяснилось, что многие члены российской делегации не получили визы и не поедут в Лондон. В связи с этим российские чиновники заявили о срыве переговоров с потенциальными заказчиками российской авиатехники. АиФ.ru разобрался в причинах и последствиях инцидента.
Выставка без контрактов
Действия британской стороны не являются открытым политическим демаршем по отношению к России. Дело в том, что, в отличие от стран Евросоюза и Америки, у которой с Британией особый визовый режим, процесс получения виз российскими гражданами для поездки в королевство довольно долгий. Традиционно правительство Великобритании приглашает представителей разных государств принять участие в выставке. Однако, в связи с действиями России на Украине, никто из российской делегации не получил такого приглашения, а значит, не смог претендовать на получение въездных виз в ускоренном порядке. Интересно, что визы не получили именно те сотрудники, которые отвечают за подписание контрактов на поставку техники, а все протокольные службы были беспрепятственно допущены на авиасалон.

Предъявить претензии устроителям авиасалона и потребовать назад деньги, выплаченные за аренду площадей и прочие расходы, связанные с участием в выставке, Россия не вправе: «Фарнборо» является частным предприятием и не несёт никакой ответственности за то, что визы выданы не были. Стоит отметить, что проблемы с участием в «Фарнборо» у России возникают не в первый раз. В 2012 году было сорвано выступление на авиасалоне пилотажной группы «Русские витязи» из-за проблем с документами.
В этом году Россия представляет на выставке гражданские самолёты SS-100 и МС-21, боевые вертолёты и истребители, а также разработки в космической сфере: павильон Роскомсоса самый большой на выставке. По данным Олега Пантелеева, главы аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт», в данный момент сведений об отмене демонстрационных полётов и закрытии павильонов нет. Однако представители российской стороны уже заявили о фактическом срыве запланированных переговоров, ведь главной целью участия в выставке, безусловно, является подписание контрактов и общение представителей стран-поставщиков и стран-заказчиков.
Королевское сотрясание воздуха
«Действия Великобритании больше похожи на сотрясение воздуха, чем на официальные политические шаги в отношении России, — считает Олег Пантелеев. — Они не способны нанести России серьёзного материального урона: российская сторона потеряет деньги, потраченные на аренду площадей и авиабилеты, но в масштабах оборонно-промышленного комплекса это не такие уж и большие суммы. Всем понятно, что наша страна продает авиатехнику не Европе или США и что на выставках происходит только официальное подписание контрактов, но никак не сам выбор техники. С другой стороны, циничные действия Британской стороны являются сигналом для пересмотра Россией принципов сотрудничества с Великобританией. Во всяком случае, на "Фарнборо-2016", по моему мнению, целесообразно было бы либо вовсе не представлять российскую авиацию, либо заключить с организаторами контракт, предусматривающий выплату неустойки при таких действиях визового центра».
По мнению начальника департамента экспорта специмущества и услуг ВВС «Рособоронэкспорта» Сергея Корнева, действия британской стороны являются признаком «недобросовестной конкуренции» и «слабости». «Сильный и уверенный в себе игрок таких вещей делать не станет», — сказал чиновник. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своём твиттере утром в понедельник порекомендовал российской делегации покинуть выставку. «Рекомендую нашей делегации свернуть участие в выставке и вернуться домой», — написал он.
Последствия для всех и ни для кого
«Современная авиация является сферой, в которой предприятия разных стран тесно сотрудничают друг с другом. Поэтому европейские страны с большим трепетом относятся к российскому рынку и не станут вводить запреты там, где это не будет для них выгодно, — считает Олег Пантелеев. — К примеру, Россия сотрудничает с компаниями Airbus и Boeing в разработке гражданских самолётов, и, насколько мне известно, речи о прекращении этого сотрудничества не идёт». Также стоит отметить, что не разорвано и подписанное в августе на МАКСе соглашение о производстве в России 250 канадских самолётов Bombardier для местных авиалиний. Не прекращены работы и по вертолётоносцу «Мистраль», которыё строится для нашей страны во Франции.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть