Примерное время чтения: 6 минут
1466

Тень Черного всадника. В Киеве собираются поменять памятник Щорсу

Памятник Николаю Щорсу в Киеве.
Памятник Николаю Щорсу в Киеве. Commons.wikimedia.org

Сложно понять, в чьей больной голове родился замысел о трансформации революционного командира в образ мистического зла. Видимо, речь идет о каких-то внутренних комплексах украинских декоммунизаторов.

Отсутствие внятного настоящего компенсируется усиленным переписыванием прошлого, по такому принципу живет современная Украина. Юное «пушечное мясо», которое режим отправляет на бойню, предварительно подвергается «правильной» обработке.

«Недостаточно осмысленная дискуссия»

На государственном уровне за воспитание любви к Бандере и ненависти к Советской Украине отвечает Институт национальной памяти, ныне возглавляемый Антоном Дробовичем.

Сменщик легендарного Владимира Вятровича на фоне пандемии коронавируса на некоторое время ушел в тень, но о своей «великой миссии» не забыл.

С директором Института национальной памяти побеседовали журналисты Telegram-канала PavlovskyNEWS. В частности, его спросили о том, как он относится к решению киевских властей, обязавших все школы столицы начинать учебный день с исполнения гимна Украины. Особо подчеркивается, что фонограмма не допускается: школьники должны лично петь главную песню страны.

Относительно перспектив распространения этой инициативы на все украинские города Дробович высказался уклончиво: «Сейчас происходит недостаточно осмысленная дискуссия. Кто-то говорит, что это хорошо или плохо, но мало кто опирается на выводы возрастной психологии, на выводы учителей, международный опыт, где это срабатывает, а где нет. Как дети себя ведут, действительно ли они поют».

Зато более конкретен он был, когда речь зашла о, так сказать, монументальной декоммунизации. По словам Дробовича, в ближайших планах его организации — снос советских гербов на мосту Патона и на монументе «Родины-матери» в Киеве.

Красный командир как источник раздражения

Также директор Института национальной памяти рассказал о судьбе памятника герою Гражданской войны Николаю Щорсу. Дробович сообщил, что есть несколько вариантов будущего скульптуры, подвергающейся атакам украинских националистов.

Согласно первому варианту, она будет демонтирована и помещена в Музей монументальной пропаганды. Согласно второму варианту, предложенному некоей «группой граждан», Щорса предлагается обезличить, превратив его в Черного всадника из произведений Николая Гоголя.

Памятник Щорсу был открыт 30 апреля 1954 года, открытие было приурочено к 300-летию воссоединения России и Украины. Несмотря на то, что некоторые критиковали работу скульпторов Василия Бородая, Николая Суходолова, Михаила Лысенко, а также архитекторов Алексея Заварова и Александра Власова, памятник полюбился киевлянам.

Настолько, что уже после «Евромайдана» горожане не раз вступали в стычки с националистами, анонсировавшими снос скульптуры. Особо рьяным жители столицы открыто советовали убираться на свои «западенские хутора» и не пытаться навязать киевлянам свои порядки.

Щорс-памятник оказался достоин памяти человека, в честь которого был установлен. Власти, опасаясь гнева киевлян, не решаются приступить к демонтажу скульптуры, в связи с чем и появилась идея про Черного всадника.

Черный всадник и внутренние комплексы

Черный всадник — герой повести Николая Гоголя «Страшная месть», входящей в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Критики отмечают, что этот пугающий образ нехарактерен ни для творчества самого Гоголя, ни для русской литературы, и скорее является отсылкой к западным сюжетам.

Сложно понять, в чьей больной голове родился замысел о трансформации революционного командира в образ мистического зла. Видимо, речь идет о каких-то внутренних комплексах украинских декоммунизаторов.

Дробович, которого в момент прихода на должность считали более умеренным, нежели Вятрович, уже много раз доказал, что своему предшественнику не уступит.

Например, в июле он пообещал гражданам, что Кировоградская и Днепропетровская области страны будут обязательно переименованы. «Я думаю, что есть все шансы на это. Очень странно, когда в независимой стране XXI века области названы в честь сомнительных советских деятелей», — приводит слова Дробовича УНН.

Стоит отметить, что, как и в случае с переименованием города Днепропетровска, мнения жителей никто не спрашивает: центральные власти в лице Верховной рады все решают самостоятельно.

Лишать «Родину-мать» советского герба трудно и опасно. Но Дробович хочет попробовать

Что касается остальных планов главы Института национальной памяти, то с ними не все однозначно. Если с демонтажом звезд с моста Патона команда Дробовича, возможно, справится, то с «Родиной-матерью» у него будут большие проблемы.

Монумент «Родина-мать» в Киеве задумывался как главный объект Музея истории Великой Отечественной войны, который с июля 2015 года носит новое название: Музей истории Украины во Второй мировой войне.

Работу над монументом начинал автор сталинградской «Родины-матери» Евгений Вучетич. Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. После смерти Вучетича работу возглавил скульптор Василий Бородай, и проект претерпел значительные изменения.

102-метровая киевская «Родина-мать» держит в руках поднятый вверх меч и щит с гербом СССР. Металлический каркас статуи сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50×50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учётом рекомендаций Института электросварки имени Е. О. Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25-30 т. Скульптуру собирали специально построенным стометровым краном.

Создатели «Родины-матери» просчитывали все досконально, и просто так «отпилить» советский герб не получится: это может привести к полному разрушению статуи. Вятрович, который в 2016 году тоже анонсировал удаление советской символики, поняв, что с задачей не справляется, предпочел о «Родине-матери» забыть.

Дробович также признает, что с памятником все непросто, он даже советовался со специалистами Института электросварки имени академика Патона, которые сообщили, что операция подобного рода будет очень дорогой и крайне сложной.

Но глава Украинского института национальной памяти, судя по всему, все-таки намерен попробовать.

Во сколько это обойдется бюджету и сколько людей подвергнутся риску, господина Дробовича не волнует. Ведь юное «пушечное мясо» должно быть избавлено от тлетворного влияния советской символики, порождающей массу вредных для спокойствия украинских властей предержащих вопросов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах