Жители Хорватии внезапно на собственном опыте познали, насколько невелика Европа и как близко от них украинский кризис. Эхо специальной военной операции прилетело в хорватскую столицу на крыльях — в буквальном смысле этого слова.
Тиха загребская ночь…
Около 23:00 по местному времени 10 марта в полицию Загреба поступил сигнал о некоем инциденте, который произошел в столичном районе Ярун. Одни сообщали о взрыве, другие — о падении некоего большого предмета.
Стражи порядка обнаружили на месте ЧП воронку диаметром около трех метров и глубиной около одного метра, а также два висящих на деревьях парашюта.
Надписи на обнаруженных обломках были кириллическими.
При этом ни представители полиции, ни представители Министерства обороны Хорватии не были готовы предоставить внятную информацию о случившемся.
Премьер-министра Хорватии Андрея Пленковича ЧП застало во время визита во Францию, где он по иронии судьбы собирался обсуждать ситуацию на Украине.
«Беспилотник российского производства, но пока неизвестно, из российской или украинской армии, — приводит слова Пленковича Jutarnji list. — Мы выясняем, было ли это ошибкой или потерей контроля. Хорошо, что никто не погиб и не получил травм. Все службы ведут расследование».
По данным хорватских властей, прежде чем попасть на территорию Хорватии, беспилотник пролетел над Венгрией, а до этого — над Румынией, куда попал с украинской территории.
Дрон первого поколения
Военные эксперты заявили, что речь идет о беспилотнике Ту-141 «Стриж», который в действительности является даже не российской, а еще советской разработкой.
Оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат, входивший в состав ВР-2 «Стриж», — это первое поколение отечественных беспилотников.
Ту-141 предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Свой первый испытательный полет он совершил в 1974 году, а в 1979 году был принят на вооружение Советской армии.
Строились «Стрижи» на авиазаводе в Харькове, и всего их было произведено около 150 единиц.
После распада СССР морально устаревший беспилотник в ВС РФ практически не использовался, за исключением практики его применения в качестве мишени на учениях. Однако основные запасы подобных машин, а также других модификаций советских беспилотников были сосредоточены на территории нынешней Украины.
Советское наследие в руках нацистов
На момент провозглашения независимости на Украине базировались два полка дистанционно пилотируемых летательных аппаратов — 379-й (г. Староконстантинов) и 383-й (г. Хмельницкий), — а также три отдельные эскадрильи беспилотных средств разведки. К 2000 году в строю числилось 238 беспилотников моделей «Стриж» и «Рейс», однако они стремительно вырабатывали свой ресурс, и к 2010 году речь шла о единицах боеспособных машин.
Но в 2014 году с началом карательной операции в Донбассе участилось активное использование старой советской техники. Потери компенсировали за счет восстановления ранее отправленных на базы длительного хранения машин.
Известно, что в Незалежной делались попытки модернизации «Стрижей» и дооборудования их более совершенной разведывательной аппаратурой.
Отдельная эскадрилья беспилотных самолетов-разведчиков в составе ВСУ базируется в поселке Рауховка Одесской области. Именно из этого района и мог прилететь маршрутом через Румынию и Венгрию упавший в Загребе беспилотник.
Вспомнили о Русте и Красной площади
Хотя тон хорватских властей на данный момент в целом успокоительный, жители хорватской столицы пребывают в шоке.
«А если бы кого-то убило? Как такое вообще возможно, где наши ПВО, где НАТО?» — приводит Jutarnji list гневные вопросы одного из жителей Загреба.
Хорватские аналитики в этой связи вспомнили печально известный полет немца Матиаса Руста, который умудрился на легком самолете долететь до Красной площади, унизив ПВО СССР и в целом Вооруженные силы СССР. Но в случае с Рустом советские военные были заложниками политического курса Михаила Горбачева и попросту не рискнули отдать приказ на уничтожение нарушителя.
В данном же случае старенький советский беспилотник парил в тот самом воздушном пространстве НАТО, которое вроде бы должно быть стопроцентно защищено. Один из хорватских пользователей заметил: «А если бы это был российский „Калибр“, он бы так же свободно долетел до любой точки назначения?»
Хорваты напуганы еще и потому, что их присутствие в зоне конфликта подтверждено на официальном уровне. Ранее в Минобороны России заявили о прибытии на Украину 200 хорватских наемников. В связи с этим в ведомство был вызван военный атташе при посольстве Хорватии в России, которому было указано на «незаконную деятельность гражданина Хорватии Дениса Шелера, участвовавшего в боевых действиях на Юго-Востоке Украины в 2015 году, формирующего отряды хорватских наемников для отправки на Украину».
Перепутали Ярун с Ярунью?
И вот теперь выясняется, что из зоны конфликта, куда поехали хорватские наемники, может легко прилететь внезапный «привет».
Местные специалисты гадают, что вообще могло пойти не так у украинцев и как «Стриж» могло занести в Хорватию. Появилась даже версия, согласно которой операторы ВСУ, ставя задачу дрону, перепутали район и озеро Ярун в Загребе с расположенным в Житомирской области селом Ярунь.
Другие любители конспирологии полагают, что все это комбинация НАТО, руководители которого просто хотят создать в регионе новый позиционный район противовоздушной и противоракетной обороны. Но пока вышла не слишком хорошая реклама возможностей Североатлантического альянса.
Не разочаровывают и представители Незалежной. По данным хорватских СМИ, украинские представители, до которых удалось дозвониться к настоящему времени, просто объявили, что это «не их беспилотник», и посоветовали хорватам «тщательно все расследовать».
Видимо, горожане в Загребе обречены в ближайшее время на очень беспокойный сон.