Примерное время чтения: 4 минуты
1500

Стоп, машина. Торговая война осложнила доставку грузов в Россию из ЕС

Тарифы и сроки доставки товаров из Евросоюза резко выросли. Теперь все грузы проходят многоступенчатые проверки, из-за чего на переходах большие очереди. Ситуация обострилась с середины марта, и если ничего не поменяется, то потребители скоро почувствуют рост цен на те товары, которые еще продолжают поступать в Россию из ЕС, рассказали aif.ru эксперты.

Из-за чего случились заторы

Дополнительные проверки европейцы устраивают из-за того, что пытаются тщательно «отфильтровывать» из своего экспорта те товары, которые Россия может применять для ведения спецоперации, объяснил aif.ru директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

«В Европе считают проблемой поставки в Россию подсанкционных товаров. Европейские предприятия продолжают продавать нам электронику и механизмы, которые чисто гипотетически можно применять и в военных целях. Какая продукция действительно двойного назначения, а какая нет — неясно, поэтому проверяют все подряд», — рассказал эксперт.

Если европейскому таможеннику покажется, условно говоря, что из утюга можно достать какую-то деталь и приладить ее на танк или беспилотник, тогда он груз задержит, привел пример Остапкович. Из-за этого образуются длинные очереди на пунктах пропуска.

Поведение Евросоюза в отношении России — это торговая война, а проблемы грузоперевозчиков на границе — ее следствие, заявил aif.ru независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

«Не исключена и обычная коррупция, но вообще, если у сторон нет желания вести взаимную торговлю эффективно, то на пунктах пропуска всегда будут лишние сложности», — сказал он.

Чем торгуют РФ и ЕС

За два года с начала СВО товарооборот России и стран ЕС сократился почти в три раза. Тем не менее в 2023 году импорт российских товаров в страны ЕС составил более 50 млрд евро, а экспорт ЕС в Россию — более 38 млрд евро. Также Россия осталась в топ-10 основных торговых партнеров Евросоюза, пропустив вперед далекие Японию и Корею.

Больше всего российского экспорта уходит в Нидерланды (6,3 млрд евро), Венгрию (5,8 млрд евро), Италию (4,1 млрд евро), Бельгию (3,8 млрд евро) и Словакию (3,7 млрд евро). Россия продает европейцам нефть и нефтепродукты, минеральное топливо и смазки, химические и другие промышленные товары, а также в небольших объемах еду, оборудование, масла, жиры и воски.

В Россию товары продолжают активно поступать из Германии (9 млрд евро), Италии (4,7 млрд евро), Польши (3,7 млрд евро), Нидерландов (2,8 млрд евро) и Бельгии (2,6 млрд евро). Среди них, в основном, — запчасти, химия, машины, оборудование, еда, напитки, табак. Точная структура экспорта и импорта сознательно не раскрывается обеими сторонами, чтобы не привлекать лишнее внимание к работе бизнеса, отметил Адамидов.

Какими будут последствия

Чем дольше грузовые фуры простаивают на пунктах пропуска, тем дороже становятся перевозки, что не может не сказываться на конечной цене товаров для потребителей в России, сходятся во мнениях эксперты.

«Я не думаю, что это сразу спровоцирует какое-то фантастическое повышение цен, но рост издержек неизбежно приводит к удорожанию товаров для населения. Например, это может касаться той бытовой техники, которую к нам еще возят из Евросоюза», — заметил Остапкович.

Чем сложнее логистика, тем дороже товар на полке магазина, подтвердил Адамидов. «Европа организует России сложности и с наземными путями доставки, и с морскими. Найти обходные пути можно, но понятно, что цены от этого ниже не станут», — заключил эксперт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах