Тезис «Ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого» прост, на первый взгляд, но довольно сложен при его более тщательном рассмотрении.
Зажег от сигары при скоплении журналистов
Предполагается, что личные свободы должны находиться в гармонии за счет внутренней ответственности каждого. Но что делать тогда, когда кто-то свою свободу простирает туда, где начинаются оскорбления других?
В столице Швеции Стокгольме в первый день мусульманского праздника Курбан-байрам состоялось сожжение главной книги ислама — Корана. Акция проходила непосредственно у главной мечети города во время полуденной молитвы.
37-летний выходец из Ирака Салван Момика вырвал страницы из Корана, вложил внутрь бекон и поджег книгу от сигары. Все это происходило на глазах зевак и нескольких десятков журналистов.
Немедленная расправа со стороны разгневанных мусульман господину Момике не грозила, поскольку речь шла об акции, официально согласованной городскими властями и полицией Стокгольма.
Премьер-министр разводит руками
Сам уничтожитель Корана объявил журналистам, что таким образом хочет добиться запрета главной книги мусульман на территории Швеции.
Единственное наказание, которое понес Момика, заключается в составлении протокола о нарушении правил разведения огня. Что касается самого факта уничтожение Корана, то, по мнению шведских властей, такая свобода охраняется Конституцией.
Для того чтобы Салван Момика смог реализовать свой замысел прямо перед мечетью, МВД Швеции стянуло в Стокгольм подкрепления со всей страны.
Главный имам Швеции Махмуд Халфи признался, что в последних беседах с полицией он уже не просил запретить акцию, а просто ходатайствовал о переносе ее хотя бы на несколько сотен метров в сторону от мечети. Однако власти Швеции заявили — Момика будет делать то, что задумал, там, где он хочет.
Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон объявил: «Я понимаю, что это умышленные провокации. То, что это законно, не означает, что я считаю это уместным».
Плохо, но допустимо?
Это уже второе публичное сожжение Корана в Швеции в текущем году. В январе у посольства Турции в Стокгольме священную книгу мусульман осквернил датский политик Расмус Палудан. Спустя несколько дней он проделал тот же ритуал у мечети в Дании, причем акция тоже проходила под охраной полиции.
Январская выходка Палудана привела к обострению турецко-шведских отношений и, как результат, к блокированию Турцией заявки Швеции на вступление в НАТО.
Власти Турции и сейчас выразили протест по поводу случившегося. А власти Марокко отозвали своего посла для проведения консультаций.
В наше время это звучит неожиданно, но негативно относительно акции в Стокгольме высказались как в Москве, так и в Вашингтоне. Все сходятся в том, что акция провокационная и оскорбительная — вот только мнение о ее допустимости разное.
Зачастую подобные акции ранее проходили на фоне обострения религиозного экстремизма, атак террористов, прикрывающихся исламом. Но в данном случае никакого даже формального повода для выходки не было — кроме острого желания одного человека заявить о себе.
Замкнутый круг
Конспирологи поспешили предположить, что это некий тайный план Швеции — якобы не стремясь на самом деле в НАТО, власти страны потворствуют экстремистам для того, чтобы снова заставить Турцию чинить препоны Стокгольму на пути в Североатлантический Альянс.
Есть в этом правда или нет, очевидно другое — для вербовщиков террористических организаций акция Салвана Момики стала просто подарком. Размахивая ей, можно втягивать в деятельность своих организаций десятки, сотни, а может быть, и тысячи молодых мусульман, которые видят в этом неуважение властей к себе, к своему мировоззрению и образу жизни.
К сожалению, практически всегда за такими акциями следуют атаки фанатиков, от которых гибнут ни в чем не повинные люди.
Но западный мир настолько уверовал в собственную непогрешимость, что отказывается признавать — он сам становится причиной большинства проблем, с которыми затем пытается бороться.
Европа, под корень уничтожающая свои традиционные ценности, требует того же и от других народов. Такая агрессивная линия, заявляемая как единственно правильная, рождает крайние формы сопротивления.
Кровавый тупик, выхода из которого не видно.