Совбез ООН в среду, 29 июля, не смог принять проект резолюции об учреждении международного трибунала по расследованию трагедии с самолётом Boeing 777 на Юго-Востоке Украины. Как и предполагалось, Россия воспользовалась своим правом вето и не пропустила документ. Проект резолюции на рассмотрение Совбеза был внесён представителями Малайзии.
Позиция сторонников трибунала
Первое, к чему апеллируют сторонники проведения международного трибунала по прошлогодней катастрофе пассажирского самолёта Boeing 777 под Донецком, это то, что должно быть проведено всестороннее расследование трагедии, а виновники должны быть наказаны. Именно исходя из этого им кажется странным, что Россия выступает против этой инициативы.
Во-вторых, одним из самых ходовых тезисов сторонников трибунала является следующий: «Если Россия против трибунала, значит, есть чего бояться». При этом они почему-то не упоминают о том, что как раз Россия изначально выступала за проведение расследования, передавала Нидерландам имеющиеся в её распоряжении материалы, всячески способствовала и предлагала услуги своих специалистов, но их почему-то выставили за дверь.
В-третьих, ООН, по мнению сторонников резолюции, — самый что ни на есть подходящий орган для того, чтобы довести работу до логического завершения.
На этом всё.
Позиция России
Во-первых, Россия не против самого трибунала, она как раз выступает за наказание виновных и привлечение их к ответственности. Но необходимо отметить, что речь идёт о создании карательного органа в то время, как ещё не завершено расследование, то есть происходит банальная подмена понятий — следствие заменяется судом. О каком наказании виновных можно говорить, когда даже у страны, проводящей следственные действия, Нидерландов, до сих пор нет не то что подозреваемых, но даже версии произошедшего. Именно поэтому ранее замминистра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов назвал решение об учреждении трибунала преждевременным и нелогичным. Сами Нидерланды готовы представить мировой общественности результаты своего расследования не ранее конца 2015 года.
Во-вторых, конечно, важен юридический аспект проблемы. По мнению многих российских правоведов, инцидент с пассажирским самолётом в небе над Украиной не подпадает под юрисдикцию ООН, это трагедия, но не уровня международного трибунала. Истории до сих пор были известны трибуналы в отношении нацистов и военных преступников Второй мировой войны, по событиям в Югославии и геноциду в Руанде. Совбез ООН создавал их для осуждения военных преступников, участвовавших в национальных конфликтах на территории этих стран. И ни разу — в связи с авиакатастрофой. К слову, трибунал по военным преступлениям на Юго-Востоке Украины, о котором просят представители ДНР и ЛНР, как-то не спешат создавать, хотя как раз подобные преступления больше соответствуют полномочиям ООН.
Кто-то скажет, что ООН — самая подходящая площадка для подобного карательного органа в данной ситуации? Что она объективна и всегда принимает справедливые решения? Но о какой справедливости и объективности можно говорить, когда в ходе международного трибунала по бывшей Югославии под суд пошли сербы вместе с президентом Слободаном Милошевичем, тогда как американские бомбёжки Югославии без санкций ООН прошли безнаказанно.
В-третьих, трибунал по Boeing 777 как раз создаст прецедент, которого ранее не было в правоприменительной практике: как было сказано выше, ещё ни по одной авиакатастрофе не создавался международный трибунал на уровне ООН. И ведь речь не идёт об авариях, произошедших исключительно по вине механиков, диспетчеров или пилотов. Трибунала не было тогда, когда США сбили над Персидским заливом иранский пассажирский самолёт, его не было и тогда, когда украинские военные над Чёрным морем «случайно» подбили самолёт российской авиакомпании. К слову сказать, даже виновных в трагедии 11 сентября в США судил военный трибунал, который проходил не на площадках ООН, а на американской военной базе в Гуантанамо. А ведь тогда погибли более 3 тыс. человек из 80 стран мира.
Ну и, наконец, в-четвёртых, отмечается политизированность действа в случае, если оно могло бы состояться. Как было сказано выше, когда аналогичные катастрофы произошли по вине американцев над Персидским заливом и по вине Украины над Чёрным морем, трибуналы не создавались. Даже после терактов 11 сентября Америка обошлась фактически внутренним расследованием и силами своего правосудия. Сейчас же, когда Россия стала мишенью для различного рода давления со стороны Запада, когда на неё не попытались свалить разве что вину за крестовые походы, появляется идея о проведении международного трибунала, исход которого в такой обстановке более чем очевиден. Примечательно, что из всех стран, выступивших за создание трибунала по Boeing 777, только Малайзия пока не ввела санкции против России. Так что утверждать, что такой суд может быть беспристрастным, как и положено любому суду, нельзя.