Катастрофа вертолёта под Киевом, по официальной информации, стоила жизни 14 украинцам. В том числе одному ребенку. Травмы получили 25 человек, среди них 11 детей и беременная женщина. По словам главврача Броварской больницы Валентина Багнюка, пятеро пострадавших в тяжелом состоянии. Основных версий происшествия три.
Из-за того, что вертолет летел на низкой высоте, мог задеть какой-то объект и рухнуть. Это самый предпочтительный для власти вариант. Вторая версия — диверсия. Якобы его могли сбить или что-то взорвалось на борту. Тут есть показания свидетелей, которые видели, что вертолет горел еще до падения. И, наконец, третья версия, самая неудобная для Киева — техническая неисправность.
Вертолетный секонд-хенд
Аварии с вертолётами Н225 Super Puma, а именно такой рухнул на детсад, случались уже не раз. В 2009 году в море у берегов Шотландии на таком же вертолете разбились 14 человек. А в 2016-м — в Норвегии разбились 12 человек. Всего с 1980 г. было 7 подобных аварий.
После катастрофы в Норвегии канадская компания CHC Helicopter вывела из эксплуатации все французские вертолёты, которые использовала на правах лизинга.
Соглашение по покупке 55 машин Super Puma подписали тогдашний глава МВД Украины Арсен Аваков и госсекретарь министерства экономики и финансов Франции Дельфин Жени-Стефан. То есть договаривались на высшем уровне. Формально вертолёты покупали для МЧС, но на Украине эта служба подчиняется МВД, поэтому все устроил Аваков.
За 554 миллиона евро Киев получал вертолёты секонд-хенд и в придачу их некое сервисное обслуживание. Цена оказалась смешной: один новенький Н225 Super Puma тогда стоил от 21 млн евро. Но это не французы продешевили. Сразу было объявлено, что вертолёты будут не новые. Говорят, машины собирали по всей Европе, в том числе и те, что эксплуатировались в хвост и гриву на норвежских морских нефтегазодобывающих платформах.
Что не так с вертолётами?
Катастрофа Н225 в 2016-м в Северном море произошла из-за отрыва несущего винта. Тогда нашли проблему с надежностью редуктора несущего винта всего семейства вертолетов Super Puma.
Компании Airbus Helicopters тогда вчинили несколько исков из-за «врожденной» неисправности. В отчете экспертов было написано не только о потере несущего винта, но и о серьезной проблеме в коробке передач, которая связана с повреждением подшипников. Изначально коробку передач разрабатывали ещё в 1960-х годах для моделей вертолетов весом до 7 тонн. Но затем её стали применять в моделях существенно тяжелее — 11 тонн.
Запрет на эксплуатацию всей серии вертолетов Н225 и AS332L2 ввели в 2016-м. Тогда решили, что вертолету необходима модернизация, которая должна была затянуться на 5 лет. Но управились быстрее. Заменили «некоторые детали» и в 2017-м запрет сняли. Продавали по бросовым ценам: в 5 раз дешевле, чем могли бы стоить б/у машины — за 4 миллиона долларов один вертолёт.
Рухнувший под Киевом вертолёт был как раз из купленной у французов партии.
Поляки отказались, а Киев позарился
Изначально 50 машин Н225 Super Puma хотела купить Польша, но после запрета эксплуатации резко передумала. Зато Киев в 2018-м позарился на дешевизну. И даже не обратил внимание, что в тот период несколько машин были возвращены покупателями на завод. В Киеве тогда вовсю уверяли, что вертолёты «не те самые норвежские», а другие — улучшенные. В МВД у Авакова даже уточнили, что Украине достались вертолеты, которые хотела, но передумала покупать Польша.
Самое любопытное, что французы умудрились не просто избавиться от проблемного товара, но еще и на этом подзаработать. Киев просто взял у Парижа кредит в 475 миллионов евро на покупку вертолётов. То есть украинские налогоплательщики ещё и проценты за такое добро должны были платить.
И ещё, с министром МВД Украины Денисом Монастырским, который по странному стечению обстоятельств летел в разбившемся вертолёте, сыграли злую шутки «бюджетные махинации» по списанию денег на обслуживание Н225 Super Puma. Проще говоря, он продолжил крутить схему своего предшественника. Господин Аваков, как подозревают, еще в 2018-м заложил свой «откат» в схему покупки у французов.
Крушение вертолёта в Броварах
Выглядело все это весьма примитивно. Украинские эмчеэсники получили первые вертолёты сразу в 2018-м, и они все были с солидным налётом. Как выясняется, никаким сервисным обслуживанием там и не пахло. Украинские СМИ пишут, что еще в сентябре 2022 года СБУ раструбила — разоблачили у украинского аналога МЧС масштабную коррупционную схему, «которая ставила под угрозу жизнь тысяч украинцев». «Схематоз» крутить начали ещё в МВД при Авакове, а уж потом эстафетную палочку подхватило руководство черерзвычайщиков. Скандал технично замяли. Хотя, по информации СБУ, речь идёт о ежемесячном обогащении на 10 миллионов гривен. И это так — самые скромные расчёты. Например, уже в ноябре, после всех заявлений СБУ, специальный авиационный отряд оперативно-спасательной службы ГСЧС без проведения открытых госзакупок взял и заказал напрямую у компании Airbus Helicopter инспекцию вертолета... за 62 млн гривен. Что уж там инспектировали, если вообще было дело, французы, неясно. Но факт остается фактом: под Киевом рухнул именно вертолёт из той самой партии.
Ну и последнее. Тогда, в 2018-м, Украина могла купить российские вертолеты Ми-8. Они близкие по характеристикам к Н225 Super Puma и по более низкой цене. Формально в дело вмешалась политика, потому как покупать российское было уже не в тренде. Отговорились тем, что грузоподъёмность российских аналогов ниже примерно на 15%.