«Нет, господин Зеленский, самолеты мы вам не дадим», — такой фразой провожали нынешнего украинского президента лидеры стран Евросоюза во время его нынешнего турне по Старому Свету. А ведь как просил! И у немцев, и у французов, и у англичан, но ответ был однозначным — «нет». Может, просто пожалели дорогие машины? Опрошенные aif.ru эксперты считают, что отказ был и по этой причине тоже.
Их все меньше
Любопытную деталь можно проследить, изучая ежедневные сводки Минобороны РФ о ходе специальной военной операции. Там отмечаются различные данные об уничтоженной технике и вооружениях ВСУ, в том числе по сбитым и уничтоженным самолетам украинских ВВС. Так вот, эта цифра «зависла» на отметке 382 недели на две. Предыдущая, 381, обновлялась вообще давно. И только 9 февраля она снова поднялась — на две позиции.
В этот день истребительной авиацией ВКС России в небе ДНР был сбит истребитель воздушных сил Украины МиГ-29. А в районе города Херсон российские ПВО прервали полет украинского штурмовика Су-25. Снижение числа воздушных побед связано отнюдь не с мастерством украинских пилотов, а с отсутствием у ВСУ самих самолетов боевой авиации. Их вылеты практически свелись к нулю, а каждая нечастая попытка подняться в небо заканчивается сбитием российской авиацией и средствами ПВО.
Это такой многослойный пирог, который помог фактически полностью выбить украинскую авиацию. Плюс активное патрулирование авиации ВКС России, которые, даже не заходя в зону действия ПВО противника, способны поражать украинские самолеты. Тот же истребитель Су-35С, который относится к поколению четыре два плюс, открывает огонь, когда украинские МиГ-29 или Су-27 его даже не видят. Такая же участь ждет и F-16 американского производства».
Есть и такой нюанс с поставками иностранных истребителей Украине — сразу и вдруг их достаточного количества, чтобы обеспечить превосходство в воздухе, просто нет. И 2-3-4 эскадрильи погоды не сделают. А «мелкий опт» будет в первую очередь выгоден российским военным, которые поочередно будут жечь, что американские F-16, что европейские Typhoon, что французские Rafale. Тем более Киеву могут достаться самые устаревшие модификации этих истребителей.
Пилоты уже учатся
Украина иностранные самолеты (советского производства) уже получала, в основном истребители МиГ-29, которые шли через Польшу и Словакию. Отсюда и нестыковка цифр в уничтоженных самолетах ВСУ — на момент начала спецоперации 24 февраля 2022 года, «литаков», по данным самой Украины, было 250, а сбитых на сегодняшний день — 384. Не все из «излишков» поставлялись из-за границы, многие были восстановлены из тех, что находились на хранении (Украине после 1991 года досталось почти 80 процентов авиапарка МиГ-29), но опять же за счет чужих запчастей ряда восточноевропейских стран.
Скажем, та же Словакия, располагавшая 9 истребителями МиГ-29, могла передать 4 тех, которые летают, и 5 «не на ходу», на запчасти. И, оставшись беззащитной, Братислава ускорит заявку на поставку 14 американских истребителей F-16, первый из которых обещан к поставке на 2027 год. Удобно. Для словаков. И США им потерю в виде устаревших советских истребителей наверняка компенсируют.
По той же причине расстается в пользу Украины со своими истребителями МиГ-29 и Польша. Варшава уже оплатила покупку 32 американских истребителей F-35, но сроки их поставок задерживаются. Что-то теперь может поменяться и для поляков.
А вот получит ли Украина американский F-16 непосредственно от США, вопрос открытый. Президент Байден сейчас твердо говорит, что не получит. При этом еще летом прошлого года Палата представителей США одобрила выделение 100 миллионов долларов на обучение украинских пилотов управлению истребителями F-16 и F-15. И, как сообщало издание Defense News, тренировки украинских военных летчиков будут проводиться на базе ВВС США в Миссисипи, а также на авиабазе в Техасе.
«Обучение в США украинских летчиков уже идет, — рассказал aif.ru военный эксперт Евгений Кириченко. — Туда отправили курсантов пятого курса Харьковского военного университета ВВС, часть молодых украинских военных летчиков, то есть тех, кто имеет первичный опыт пилотирования самолетов, их проще переучить на управление американским самолетом. Вопрос лишь в самих поставках F-16 Украине, но кадры уже будут. Точно такой же может быть программа переучивания в Великобритании на европейский многоцелевой истребитель Typhoon».
Вожделенные западные истребители для украинского президента Зеленского остаются пока лишь бумажными самолетиками. Но он, даже получив отказ, сохраняет некий оптимизм и ссылается на «некоторых европейских лидеров», которые ранее выразили готовность передать Киеву необходимое оружие, в том числе авиацию. Пока же, как пишет издание Bloomberg, ни одна страна Евросоюза не дала ему обязательств по поставке истребителей.