Примерное время чтения: 4 минуты
7148

Разум или чувства? Почему Макрон лидирует в президентской гонке во Франции

Сюжет Выборы президента Франции в 2017 году
Эммануэль Макрон.
Эммануэль Макрон. / Christian Hartmann / Reuters

23 апреля во Франции состоится первый тур президентских выборов. Лидерство в первом туре социологи отдают Эммануэлю Макрону, экс-министру экономики, промышленности и цифровых дел в правительстве Мануэля Вальса. Во втором туре этот еще пару лет назад мало кому известный молодой человек (Макрону — 39) может и вовсе выиграть и стать президентом страны. Чем же он так подкупил французских избирателей?

Юлия Игнатьева, старший преподаватель кафедра менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС:

— Большой плюс Макрона в том, что он играет против популизма Марин Ле Пен. Он представляет рациональное крыло кандидатов и стоит на позициях, которые очень важны для граждан страны. Например, не выступает с лозунгами «Франция для французов», а понимает, что миграционный приток в страну в определенной мере все-таки нужен. Он еврофил, за объединение с другими странами ЕС, при этом считает, что Франция должна быть сильной и готов отстаивать ее позиции. У него рациональная экономическая программа с достаточно смелыми реформами. Напомню, в бытность министром экономики он добился принятия закона, по которому французские магазины получили право работать в выходные дни. Для нас это может показаться мелочью, но для страны, где все очень забюрократизировано, любые подобные изменения подвергаются нападкам профсоюзов, это прорыв. И подобных прорывов, я думаю, от него ждут и в других секторах. Французская экономика достаточно закрыта для вхождения даже для граждан страны, существуют различные заградительные барьеры. Бизнес ожидает от Макрона послаблений. Он — адепт рыночной экономики, считает, что государство, конечно, должно регулировать бизнес, но не сильно вмешиваться в его дела.

— Но он новичок почти без политического опыта. Почему французов это не пугает?

— Опыт США и Великобритании, Дональда Трампа и Терезы Мэй показывает, что у новичков как раз неплохие шансы. Хотя французскому обществу в этом плане присуща определенная косность. «Выскочек» там не любят, до назначения на определенную должность человек должен пройти ряд ступенек. С другой стороны, французы так устали от бардака, который в последнее время происходит в стране. Ни Саркози, ни Олланд не смогли вытащить экономику из кризиса, решить наболевший вопрос с мигрантами. И это разочарование в старых элитах вполне способно побудить их проголосовать за новое лицо.

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ:

— В избирательной кампании Макрона были применены две распространенные технологи. Первая — устранение опасного конкурента. В данном случае им был Франсуа Фийон, вокруг которого в разгар избирательный компании раздули скандал с трудоустройством его жены. Вторая технология — создание синтетической харизмы. Макрон — среднестатистический политик, но команда пиар-технологов с помощью масс-медиа создала ему харизму (молод, успешный, реформатор и с романтической историей любви в виде женитьбе на собственной учительнице, которая старше его на 24 года, — Ред.). Естественной харизмы, которая была, скажем, у Уго Чавеса или Фиделя Кастро, у Макрона нет.

— Получается, сейчас из любого невыдающегося политика можно сделать президента?

— На Западе этот механизм работает уже больше 50 лет. Самый яркий пример политика, которого сделало телевидение, это Кеннеди. Хотя, безусловно, он и сам был политиком выше среднего уровня. После него были личности: Форд, Никсон. А начиная с Рейгана каждый американский президент — продукт медиа-технологий. В принципе на Западе самостоятельный кандидат и не нужен, там управляет система. Тот, кто выходит за ее рамки, сразу становится маргиналом.

— Предлагает ли Эммануэль Макрон нечто привлекающее массы в своей программе?

— Дело в том, что программа кандидата вот уже лет 20 как не имеет никакого значения. Люди голосуют на эмоциях, а не рассудком, проанализировав предложения кандидатов. Помните лозунг ельцинских времен «Голосуй сердцем», так вот, голосование за Макрона (если верить социологам, что он все же победит) будет из той же оперы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах