Похоже, что все украинские летчики после своей гибели превращаются в «Призраков Киева». Фейк об этом «неуловимом» пилоте продолжает разгонять украинская пропаганда, хотя даже ее авторы признались, что высосали образ из пальца. Но даже «призраки» в ВВС Украины подходят к концу, как и самолеты. Накануне СМИ Незалежной сообщили, что еще один украинский Су-25 сгорел после очной встречи с российским Су-35.
«Вилы» в землю
«Вилами» называют украинский герб в форме трезубца, размещенный на хвостовом оперении самолетов украинских ВВС, иначе киле, и обозначающий государственную принадлежность.
Сбитого украинского пилота, подполковника Владислава Рыкова, судя по его послужному списку, действительно можно считать асом штурмовой авиации. 385 боевых вылетов — этого более чем достаточно, чтобы получить богатый практический опыт. Местные журналисты пишут о Рыкове как «одном из лучших пилотов боевой авиации в стране». Сбить столь опытного боевого летчика противника дорогого стоит. И ведь разобрались с ним не наземные средства ПВО, а, судя по информации, наш истребитель Су-35.
Подробностей боя нет. Корреспондент aif.ru попробовал смоделировать его с генерал-майором ВВС России, военным экспертом Владимиром Поповым.
Дмитрий Невзоров, aif.ru: — Владимир Александрович, по какому сценарию мог проходить воздушный бой российского и украинского летчика?
Владимир Попов: — За штурвалом вражеского Су-25 явно сидел не мальчик для битья. Но, поймите, российский Су-35 — истребитель, все его электронные системы, вооружение созданы для борьбы с авиацией противника. Вариантов боя могло быть несколько. Например, наш летчик мог лететь в другую от противника сторону, но получив целеуказание, мгновенно развернулся, с большим снижением и на большой скорости, и на дальности 150-200 км произвел пуск дальнобойной ракеты. Если она захватила цель, то уже не отпускает ее, пока не поразит, а летчик уходит на свой аэродром или продолжает выполнять полет.
— Но штурмовик Су-25 машина небольших размеров, летающая на предельно малых высотах. Разве это не преимущество перед скоростным и высотным истребителем?
— Чтобы попытаться уклониться от ракеты, надо как минимум получить заранее информацию, что по тебе произведена атака. В самолетах есть система подобного оповещения. Но ее работа на малых и предельно малых высотах связана с большими отражающими помехами от земли и работой станций РЭБ. В скоротечном бою на это времени не хватает.
— Получается, что малая высота в данном случае не преимущество, а еще больший риск быть уничтоженным?
— Малая высота для штурмовика — это плюс, когда по нему работают системы наземного ПВО: «Панцирь», «Бук», «Оса». Все складки местности для них проблема. Они временно теряют цель из вида и не всегда могут по ней отработать. А истребитель работает сверху. И вот тут-то от него спасения штурмовику нет. Летчику, который внизу, и так надо головой крутить во все стороны. Даже система оповещения об атаках не всегда помогает. Ведь пилот не только слушает предупреждения, он же еще выполняет поставленную боевую задачу. Он вертится, маневрирует, выходит на цель, а по нему работают с земли. Дефицит времени пилотирования и психологическое напряжение просто колоссальное. Нашему истребителю дали четкие координаты, подсветили цель, и он производит пуск ракет.
— А уйти от пущенной ракеты возможно?
— Чисто теоретически — да. Практически — нет. Маневрировать надо мгновенно, уворачиваться, а Су-25 летит на малой высоте и пропускает сигнал предупреждения. Упущенной доли секунды хватает, чтобы тебе в хвост или в переднюю полусферу прилетела ракета. Атака сверху самая эффективная. Кстати, так наши истребители сбивали украинские вертолеты всех классов в первые месяцы СВО, атакуя сверху. Вертолеты еще на своей территории, а наши их уже видят. Налетают сверху. Пускают ракеты. Цель поражена.
Для примера, ракета, выпущенная с российского истребителя, может маневрировать, простыми словами, гнаться за противником с перегрузками 20, 30 единиц, а истребитель маневрирует с перегрузками в 6 единиц, штурмовики — 4 единицы. Ну как ему уйти от ракеты.
— Хорошо, а ближний бой мог произойти между самолетами?
— Мог. Тогда наш летчик мог применить ракеты ближнего боя или вести пушечный огонь. Тут уже была дуэльная ситуация. Украинский пилот мог попытаться использовать преимущества малой высоты. Но там надо еще следить за ситуацией на земле: холмами, деревьями. Чуть-чуть поддернул самолет вверх, чтобы облететь препятствие, а тут ракета разорвалась.
— То есть шансов уйти от поражения у украинского штурмовика не было?
— Поймите, это разного класса самолеты и по скорости, и по вооружению. Будь украинский пилот хоть трижды ас, шансов уйти живым у него практически не было.
Мифический «призрак Киева» тает на глазах
Образ несбиваемого и неуловимого украинского летчика появился в украинской мифологии в самом начале СВО. Тогда ему приписывали чудесные победы над армадами российских самолетов. Каждого сбитого пилота ВВС Украины тут же записывали в «призраки Киева». Потом сбивали нового, и вновь появлялся «призрак». А на самом деле, как сейчас стало известно, миф был придуман и растиражирован украинскими пропагандистами, чтобы поддержать дух своих граждан.
По мере уничтожения украинской боевой авиации, которая сама превращается в призрака, сдувается и миф о летчике-«призраке Киева».