Нацистские здравицы премьер-министра Канады Джастина Трюдо, равно как и чествование бойца дивизии СС в парламенте страны, не являются чем-то из ряда вон выходящим. В тот момент, когда в Европе громили фашизм, в самой Канаде применяли практики, не слишком отличавшиеся от гитлеровских.
Извинения без юридической ответственности
В 1999 году премьер-министр канадской провинции Квебек Люсьен Бушар выступил с извинениями перед бывшими воспитанниками сиротских домов, но «не обвиняя и не возлагая на кого-либо юридическую ответственность».
Бушар сделал это тогда, когда молчать уже стало просто невозможно. То, за что он извинялся, журналисты успели назвать «Великой тьмой» — тысячи канадских детей прошли через условия, практически не отличавшиеся от концлагерей. Маленьких узников страшных воспитательных заведений именовали «сиротами Дюплесси» — по имени человека, создавшего систему произвола и унижений.
В 1944 году пост премьер-министра Квебека во второй раз в своей карьере занял Морис Дюплесси, франкофон, фанатичный католик и антикоммунист. Последнее он выразил в тезисе — «Небеса голубые, ад красный». Дюплесси собирался не просто подавить левое движение в стране, но и уничтожить потенциальную базу для его возрождения.
Отдадим детей католикам!
В качестве метода премьер-министр решил использовать передачу детей из «маргинальной среды» под опеку католической церкви.
Передаче в сиротские дома под патронажем церкви подлежали не только те, кто лишился родителей, но также дети матерей-одиночек, дети, рожденные вне брака, а также те, кто воспитывался в семьях с низкими доходами.
Дюплесси был убежден, что священники воспитают из детей правильных граждан, используя нужные методы.
Однако этого премьер-министру Квебека показалось мало. Стремясь получить дополнительное финансирование от федеральных властей, Дюплесси разрешил перевод обычных сиротских приютов в учреждения для душевнобольных. Это позволяло увеличить количество денег, получаемых на каждого ребенка, более чем в два раза.
Взрослым деньги, детям пытки
Но как сделать обычного мальчика или девочку психически нездоровыми? Оказалось, что достаточно монахине просто внести соответствующий диагноз. По подсчетам канадских журналистов, на этой схеме католическая церковь в Канаде в 1940-х — 1950-х годах заработала около 70 млн долларов.
А что же сами дети? По свидетельствам тех, кому удалось уцелеть, их превращали в бесправных рабов. Одна из «сирот Дюплесси» Кларина Дагвей вспоминала — их избивали, окунали в ванну со льдом за малейшую провинность, накачивали лекарствами. Бесплатный труд сирот становился еще одним источником дохода для взрослых.
Ребенок, лишенный всех прав, объявленный умалишенным, не был в состоянии защитить себя от любого насилия со стороны взрослых, включая сексуальное.
Также «сирот Дюплесси» использовали для опытов в фармацевтике, тестируя на них различные лекарства.
Умерших от пыток, истязаний и отравлений хоронили на кладбищах при приютах. Те же, кто дожил до совершеннолетия, растворялись на просторах Канады, не имея возможности в полный голос заявить о том, что с ними произошло.
То, о чем не хочется вспоминать
Дюплесси умер в сентябре 1959 года в возрасте 69 лет, до последнего дня находясь на посту премьер-министра Квебека. Систему приютов потихоньку свернули, но о том, что в них происходило, заговорили лишь в конце 1990-х.
При этом еще в 1960-х годах было признано — как минимум треть «душевнобольных» детей не страдали недугами даже в легкой форме, и их попадание в эту категорию объяснялось лишь алчностью католических опекунов.
В начале 2000-х власти Квебека согласились выплатить по 25 тыс. долларов каждому из тех, кто признан жертвами данной системы. Однако при этом не рассматривали ни уголовные обвинения, ни другие аспекты дела. Более того, компенсации коснулись не более чем 1,5 тыс. «сирот Дюплесси», хотя речь шла о десятках тысяч пострадавших.
Сколько именно прошло через канадские приюты-концлагеря, до сих пор неизвестно — число колеблется от 20 до 300 тыс. детей.
Многократные обращения «сирот Дюплесси» с призывом начать расследование относительно детских захоронений, как это было в случаях с детьми коренных народов, остались без ответа.
А католическая церковь в Канаде и вовсе отказалась приносить какие-либо извинения, просто заявив, что эта «история раздута».
Стоит ли удивляться после этого той симпатии, которую канадские политики испытывают к украинским нацистам?