Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 7 минут
856

Приговор Ларисы Шепитько. Фильм «Восхождение» как разоблачение Украины

Лариса Шепитько и кадр из фильма «Восхождение».
Лариса Шепитько и кадр из фильма «Восхождение». Коллаж АиФ

Власти современной Незалежной активнее всего избавляются от наследия прошлого, которое изобличает их внутреннюю суть. Ибо понимание глубины собственного отступничества не дает спокойно жить.

«Доску перенесут на территорию Мемориального музея тоталитарных режимов „Территория террора“»

В городе Львове по решению местных властей демонтирована памятная доска, посвященная режиссеру Ларисе Шепитько.

В официальном сообщении администрации говорится: «Работы проведены 30 сентября, с учетом многочисленных публичных обращений к рабочей группе рассмотреть предложения по переименованию названных российскими деятелями улиц. После демонтажа доску перенесут на территорию Мемориального музея тоталитарных режимов «Территория террора».

Мемориальная доска во Львове.
Мемориальная доска во Львове. Фото: ru.wikipedia.org

Уроженка Артемовска, Лариса Шепитько детство и юность провела во Львове и считала этот город родным для себя.

Сам родоначальник украинского кино Александр Довженко заметил юную Ларису, назвав отражением «красоты Украины». Сама Шепитько никогда не отказывалась от земли, на которой родилась.

Фильм всей жизни

Она погибла в автокатастрофе в 1979 году в возрасте 41 года. Несмотря на ее успехи в качестве режиссера, советские власти смотрели на нее с подозрением, считая ее стиль слишком уж вызывающим с точки зрения идеологии.

Казалось бы, Шепитько должна была быть почитаемой нынешними властями Украины. Но есть причина, по которой ее имя внушает «свидомым» страх и ненависть.

В 1977 году на экраны вышел фильм Ларисы Шепитько «Восхождение». На первый взгляд, просто военная драма. Два партизана, оказавшиеся в руках врагов, предстают перед перспективой смерти. Один, приняв муки, взошел на эшафот, а второй, спасая собственную жизнь, стал его палачом. Шепитько критиковали за то, что она привнесла в сюжет откровенно христианские мотивы, а сыгравший главного героя Борис Плотников явно имеет внешние черты Христа.

Фото: Кадр из фильма

Путь Сотникова и путь Портнова

Однако сегодня, почти через полвека после выхода картины, данные претензии кажутся несущественными.

Важнее другое — режиссер показала не только Сотникова, идущего на смерть, и струсившего Рыбака, блистательно сыгранного Владимиром Гостюхиным, но и бывшего заведующего клубом Портнова, ставшего у немцев следователем полиции.

Портнов не рефлексирует, не страшится смерти, как Рыбак, — он уверен в сделанном выборе, и на этом пути готов спокойно вершить волю новой власти, частью которой стал он сам.

Интересно, что в повести Василя Быкова, по которой снята лента, следователь Портнов совсем иной. Это, если хотите, классический предатель из советской военной литературы, трусливый, истеричный, ужасающийся от перспективы возмездия.

Фото: Кадр из фильма

Портнов, сыгранный Анатолием Солоницыным, иной — уверенный в себе, подавляющий, способный морально сломить любого. И в «Восхождении» он, по сути, побеждает.

Да, мы знаем, чем закончилась война. Но на отрезке «Восхождения» никто этого не чувствует. Кроме Сотникова, который умирает с верой в то, что правда на его стороне.

То, от чего не уйти

Чувствовала ли Лариса Шепитько скрытые настроения недобитой бандеровщины на львовской земле? История «Восхождения» происходит в Белоруссии, хотя ее наполнение и в 1970-х для Украины было куда острее.

Но если смотреть на современную Незалежную, то Портнов и Рыбак — два главных архетипа этой страны. Один хладнокровный, уверенный в себе, второй перепуганный, осознающий глубину своего падения. Объединяет их одно — необратимость отступничества.

Фото: Кадр из фильма

Практически все представители нынешней украинской элиты и есть «портновы» — вчерашние комсорги, секретари по идеологии, кавээнщики, имеющие в прошлом воспитание в духе уважения к победе над фашизмом, к памяти павших. Но как Портнов разменял свое прошлое на место чиновника при гитлеровцах, так и все современные украинские деятели предали своих дедов и отцов ради начисленной Вашингтоном и Брюсселем пайки. А те, кто ниже, в страхе за себя, подобно Рыбаку, готовы вешать и расстреливать, понимая, что обратной дороги для них нет, и глубина совершенного предательства такова, что его не смыть даже самоликвидацией в нужнике.

«Восхождение» Ларисы Шепитько — это приговор, который не подлежит обжалованию, который не приемлет никаких оправданий.

Наверное, не каждый современный львовский чиновник видел этот фильм, да если и видел, в силу скудости ума мог и не понять.

Но в Незалежной хватает Портновых, которые все понимают правильно. И потому вычеркивают Ларису Шепитько как «российского деятеля». Только клеймо, горящее у них на лбу, никакое снятие доски не смоет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах