Два американских стратегических бомбардировщика В-1 были вынуждены отвернуть в небе над Баренцевым морем в сторону от российской границы из-за появления в зоне их видимости российского истребителя МиГ-31 БМ. При этом в ВВС США отметили, что пилот ВКС России действовал «безопасно и профессионально». Одного появления российского сверхзвукового истребителя, который является носителем гиперзвуковых ракет «Кинжал», оказалось достаточно, чтобы американские пилоты B-1 Lancer — «Улан» сменили курс, который смещался в сторону границы России.
«Буду бить аккуратно, но сильно»
По данным Минобороны РФ, средства радиолокационного контроля воздушного пространства обнаружили 24 марта неопознанные летательные средства. С одного из российских военных аэродромов был поднят МиГ-31 БМ — для опознания воздушной цели и недопущения нарушения государственной границы. «При его приближении классифицированные как стратегические бомбардировщики США „Рокуэлл“ В-1 „Ланцер“ поспешили удалиться от российских рубежей».
Сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 (по кодификации НАТО — Foxhound, «Лисья гончая») мог подняться с заполярного аэродрома, который расположен в Арктике — одного из двух десятков подобных российских военных объектов за Полярным кругом, восстановленных вдоль всего Севморпути за последние годы. Отсюда быстрее всего можно выйти на перехват воздушных целей, движущихся в направлении российских границ.
«Оба самолета действовали в международном воздушном пространстве в полном соответствии с международным правом. К паре В-1 приблизился российский самолет, но взаимодействие было сочтено безопасным и профессиональным», — отметили в ВВС США. Также американские военные уточнили, что бомбардировщики летели в Европу для «планового развертывания». По данным телеканала Fox News, бомбардировщики направлялись на американскую авиабазу в Испанию, вылетев из штата Техас.
Однако маршрут почему-то пролегал над Баренцевым морем и опасно смещался в сторону российской границы и мог быть разведывательным — на борту В-1 имеется соответствующая аппаратура. От этих планов американцам пришлось отказаться — шуганулись в небе от «Лисьей гончей», с которой предпочли не связываться. Видимо, в курсе об известной у русских фразе: «Буду бить аккуратно, но сильно».
Работа на «Гигантскую копилку» США
«Обычная ситуация с действиями американских бомбардировщиков у наших границ, — рассказал aif.ru российский военный эксперт генерал-лейтенант Айтеч Бижев, занимавший должность замглавкома ВВС по вопросам Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ. — Впрочем, если вспомнить события еще тридцатилетней давности, то активность самолетов ВВС США была тогда на тридцать процентов выше, чем нынешняя. Американцы тогда нагло перли к российским границам, а наши истребители так же нагло их выпроваживали — с применением форсажа перед носом, с выливанием тонны керосина на кабину. Всякое бывало, так что нынешние эпизоды можно назвать безобидными.
При этом первоочередная цель действий американских военных самолетов у наших границ осталась прежней — спровоцировать силы и средства ПВО и ВКС для вскрытия их возможностей. Потенциал стратегических бомбардировщиков здесь ничуть не хуже, чем у самолетов-разведчиков, те же В-1 нашпигованы не только вооружением, но и аппаратурой, которая сканирует радиолокационное пространство на дальность до 800 километров. У американских ВВС существует программа «Гигантская копилка», куда заносятся координаты всех целей на территории России — стратегические объекты, военные аэродромы, расположение средств ПВО и прочее. Они ее постоянно обновляют, в том числе за счет полетов вблизи наших территорий.
Здесь не идет речь про отработку ударов с воздуха, требуется лишь засечь возможные очаги сопротивления со стороны ПВО противника. Одновременно пилоты обкатывают линии пролета к потенциальным театрам военных действий, отрабатывают маршруты. И взламывать систему противовоздушной обороны американцы предполагают в последующем с дальнего расстояния, посредством крылатых ракет, после чего уже постараются донести бомбовую нагрузку до объектов поражения без особой для себя угрозы. В принципе, мы ведь тоже действуем точно так же — российские Ту-160 и Ту-95 кружат вдоль побережья Аляски и США с такой же целью».